Зачем в Древней Греции убивали некрасивых людей

История помнит и темные аспекты греческого общества, о которых обычно умалчивают.

Древняя Греция – это не только эпические герои, философы в белых одеждах, политики, спорящие о демократии, и скульпторы, высекающие прекрасные фигуры из белого мрамора. История помнит и темные аспекты греческого общества, о которых обычно умалчивают. Например, вера в преисподнюю – царство мертвых, населенное демонами и призраками, которые олицетворяют самые ужасные и страшные страхи людей Древнего мира.

ApolloБог Аполлон, в честь которого устраивали человеческие убийства. | Фото: haikudeck.com.

В период с VIII по V век до н.э. древнегреческое общество было одержимо чистотой во всех смыслах этого слова. Все что, кто отклонялось от нормы, рассматривалось как угроза.

1Эсфиальт – грек, предавший своих соотечественников персам. Кадр из фильма «300 спартанцев» 2006 года. | Фото: kinopediya.ru.

Физические недостатки стали восприниматься как моральные проступки, так что маленьких детей с ограниченными возможностями выносили за пределы городских стен, где они и погибали.

medusa_1Медуза Горгона – древнегреческий «эталон» ужасов. Караваджо, 1598—1599. | Фото: wga.hu

На заре истории молодые общества Греции с трудом боролись за свое выживание. Во время чумы или засухи, голода или войны в греческих городах искали самых некрасивых жителей. Известные как фармаки (греч. pharmakos, «уродливые»), они становились невольными участниками жестокого ритуала. Этих людей откармливали самыми изысканными деликатесами тех лет: инжиром, ячменными лепешкам и сыром. Съеденное ими считалось подношением богам. После несчастных выгоняли прочь из города. При этом люди из толпы неистово их стегали, измываясь и подгоняя.

Дальнейшая судьба некрасивых убогих горожан во многом зависела от места, где они жили. Где-то фармаков просто изгоняли из города, тогда как в других поселениях их забивали камнями до смерти, сжигали или сбрасывали с обрыва.

3Афинский Акрополь, где ритуал фармак стал ежегодным событием. Лео фон Кленце, 1864 год. | Фото: commons.wikimedia.org.

 4Аполлон и Артемида. 470 г. до н.э. | Фото: en.wikipedia.org.

Кое-где этот ритуал получил такую популярность, что стал ежегодным. В Афинах, например, он проводился во время ежегодного фестиваля Таргелии — праздника в честь Аполлона и Артемиды. В жертву приносили или мужчину и женщину, либо двух мужчин.

Естественно, физическое устранение фармаков не заставляло исчезнуть первоначальную проблему. Но уничтожение сообща выбранного «козла отпущения» позволяло грекам снизить социальную напряженность и объединить людей.

5Жертвенная корова на картине Рафаэля «Жертвоприношение в Листре» (1515). | Фото: commons.wikimedia.org.

--------------------------------------------------------------------------

* — www.kulturologia.ru

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх