Ренессанс, или Возрождение — эпоха великих имён (ч.2)

Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов.

Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов

Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Джоконда» (Мона Лиза)

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Джоконда» (Мона Лиза)

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Главные работы:

Мадонны «Бенуа» и «Литта»;

«Мона Лиза»;

«Дама с горностаем»;

монументальная роспись в миланском монастыре Санта-Мария делле Грацие «Тайная вечеря»;

«Витрувианский человек», демонстрирующий канонические пропорции.

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек»

Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа»

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа»

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

Эпоха Ренессанса. Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем»

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы.

Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

Эпоха Ренессанса. Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна»

Шедевры Рафаэля:

одна из самых узнаваемых картин планеты – величественная и лиричная «Сикстинская Мадонна»;

Мадонны «Коннестабиле», «Альба» и «С щеглёнком»;

«Святое семейство»;

«Портрет Бальдассаре Кастильоне»;

«Дама с единорогом»;

величественное «Преображение».

Эпоха Ренессанса. Рафаэль Санти. «Мадонна Конестабиле»

И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».

Эпоха Ренессанса. Рафаэль Санти. «Афинская школа»

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

Эпоха Ренессанса. Микеланджело Буонарроти. «Сотворение Адама». Сикстинская капелла

Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».

Эпоха Ренессанса. Микеланджело Буонарроти. «Страшный суд». Фрагмент

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Эпоха Возрождения. Тициан. «Любовь земная и любовь небесная»

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Эпоха Возрождения. Тициан. «Венера перед зеркалом»

Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.

Эпоха Возрождения. Тициан. «Венера Урбинская»

Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».

Возрождение. Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина»

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Возрождение. Тициан. «Портрет Карла V в кресле»

Возрождение. Тициан. «Портрет Карла V в кресле»

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».

Возрождение: Джорджоне. «Юдифь»

Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.

Возрождение: Джорджоне. «Мадонна Кастельфранко»

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

Возрождение: Тинторетто. «Похищение Венеры»

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

Возрождение: Паоло Веронезе. «Видение Святой Елены»

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Возрождение: Рогир ван дер Вейден. «Снятие с креста»

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Возрождение: Альбрехт Дюрер. «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения…

Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными.


Источник

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх