«Откуда есть пошел орел двуглавый…»

орел двуглавый_7 версий

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия
Победоносца и других святых.

Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

2

Византийская версия

3

Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».


Габсбургская версия

3

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

«Татарская» версия

4

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

«Пророческая» версия

5

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав».

Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

«Фряжская» версия

7

Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов

«Алхимическая» версия

9

Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

«Спонтанная» версия

10

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился.

Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

------------------------------------------------------------

Герман Юрьев

Источник

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх