На чем ездили наши предки

В 1837 году в Российской империи никто не думал об автомобильном транспорте.

В 1837 году в Российской империи никто не думал об автомобильном транспорте. В тот год была открыта первая общественная железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Народ называл ее «чугункой» и при общем интересе откровенно побаивался «сатанинских» паровозов. «Мы уж привычно, на лошадках», — говорили крестьяне, горожане, помещики, мастеровые и купцы, усаживаясь в...

А вот во что они усаживались? Первое, что приходит на ум, это конный экипаж. Но этим словом на Руси можно было назвать тьму-тьмущую различных средств передвижения, в которых основной тягловой силой была лошадь. Бричка, фаэтон, кабриолет, сани... Да даже общеизвестные карета и телега имели как свое назначение, так и особенности в конструкции. Различались они и по сословному признаку — сложно представить себе дворянина на дровнях или сермяжного мужика в дормезе. Вот с этой непонятной штуки и начнем краткий экскурс в историю русской безавтомобильной жизни.

Дормез

Дормез князя Багратиона. Юрьев-Польский исторический музей/ © yp-muzeum.ru

Французским словом «дормез», происходящим от глагола «спать», называлась не простая карета, а вытянутая, в которой можно было улечься и поспать во время долгой дороги. В силу предназначения она была популярна в России с ее просторами. Также дормез был предметом гордости и некой статусности.

Так, в романе Гончарова «Обрыв» бабушка-помещица Татьяна Марковна выговаривает своему племяннику Боре Райскому:

Эх, ты! Из офицеров вышел, вон теперь в короткохвостом сертучишке ходишь! Вместо того чтобы четверкой в дормезе прикатить, притащился на перекладной, один, без лакея, чуть не пешком пришел!

Карета

Картина Н. Сверчкова «Помещица в пути», 1855 г.

Скорее всего Райский приехал в поместье на Волге в обычной карете — самом распространенном средстве передвижения для людей среднего и высшего сословия. Карета — четырехколесный закрытый экипаж на рессорах — был универсальным транспортом на русских дорогах. А ведь произошла карета от еще более древнего колесного экипажа с хорошо нам известным названием колымага.

Это сейчас оно имеет негативный окрас, а в XVI веке «колымажками» предпочитали ездить женщины и пожилые люди на дальние расстояния.

Бричка

Бричка. 1860-е годы

Впрочем, карета была громоздким и медленным видом транспорта. Куда шустрее по дорогам ездили брички — легкие четырехколесные повозки. Бричка была с открытым или закрытым верхом, и этот экипаж стал, пожалуй, самым распространенным на дорогах России. И пусть бричка не обладала признаками транспорта «представительского класса», зато за счет легкости конструкции ездила довольно шустро.

Главной ее особенностью было отсутствие рессор, поэтому русские классики описывали бричку как крайне шумную повозку. У Льва Толстого она подпрыгивала, у Шолохова громыхала, а Александр Серафимович писал, что за бричкой «катилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание».

Дрожки

Городские дрожки. Литография А. Орловского, 1820 г.

Родственник брички, но уже с рессорами — это дрожжи. Такой же легкий четырехколесный экипаж, безо всякого откидного верха. По сути, миниатюрная скоростная укороченная телега. Скорость дрожки развивали приличную, и при этом, естественно, дрожали и раскачивались. Отсюда и название.

В литературе этот транспорт был уделом бравых офицеров и молодых дворян. У Пушкина дрожки «удалые», у Лермонтова «лихие», а у Достоевского «щегольские». А Фаддей Булгарин называл дрожки и вовсе «самым беспокойным экипажем в мире».

Коляска

«Катание в коляске (Александр II с детьми)». Картина Н. Сверчкова

Схожей с дрожками конструкцией обладала и коляска. Вообще, этим словом на Руси называли большое количество открытых рессорных экипажей. Например, ландо и фаэтон были разновидностями городской коляски. Но чаще всего колясками пользовались русские помещики, когда предстоял летний выезд вместе с семьей. Этот транспорт был широким, вместительным и мог принять до 8 человек.

Стала коляска и героиней одноименного романа Гоголя. В нем помещик Чертокуцкий нахваливает свою коляску, говоря, что она и легка, как перышко, и красива, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала».

Ландо

Современное ландо в Москве

Это, как уже было сказано выше, городская коляска. Сейчас бы ландо назвали трансформером, так как «легким движением руки» она могла превратиться в карету. У ландо обязательно был откидной верх, причем не как «бабушкин чепец», а полноценный, который закрывал ее со всех сторон.

Это был модный вид транспорта, непременный атрибут красивой жизни Не зря в повести «Деревня» русского писателя Дмитрия Григоровича есть такие слова:

Сколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе.

Кибитка

Почтовая кибитка. Картина Н. Сверчкова «Застигнутые бурей»

С городских улиц вновь переместимся на государевы дороги. Именно в трясучей кибитке ехал Радищев, совершая свое знаменитое путешествие из Петербурга в Москву. Кибиткой называли на Руси крытую повозку или просто телегу с верхом. Причем, этот верх был закреплен на дугах и мог откидываться. Особое внимание в конструкции этого экипажа уделялось именно покрытию, поскольку кибитка служила основным видом транспорта весной и осенью, когда температура на улице не позволяла ехать, подставив ветру лицо.

Не обошли кибитку и русские литераторы. Так, Вяземский посветил ей довольно злобное стихотворение, в котором есть такие строки:

«А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка».

Телега

Русская телега. Дореволюционная открытка

Коль уж затронули телегу, ненадолго остановимся на ней. Конструкцию описывать смысла нет. Четыре колеса, деревянное ложе и две оглобли. Была телега основным грузовым видом транспорта на Руси. У нее тоже были свои разновидности. Так, удлиненную телегу называли арбой, большую — фурой, а специальная для возки снопов с развалистым «кузовом» носила имя рыдван.

Тарантас

Тарантас из музея писателя Ф. Решетникова, Екатеринбург

Родственник телеги — тарантас. Так называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме для уменьшения тряски в долгом пути. Относительный комфорт путешествия в тарантасе нивелировался его скоростью. Вот и у литераторов тарантас «идет вперевалку» (Иван Суриков) и при этом «нещадно дребезжит» (Сергей Соловьев). Но самое полное описание этому транспорту дал Владимир Сологуб в повести «Тарантас»:

Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!.. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок.

Сани

Картина Н. Касаткина «Шутка», 1892 г.

Вот мы и подошли к зимним видам транспорта. Вопреки распространенному мнению, сани вовсе не были типично крестьянским средством передвижения. У них имелась спинка, сиденье, бока, и все это отделывалось теплыми коврами или пологами. Дворяне повсеместно владели собственными санями и ездили на них улегшись или усевшись поудобнее и закутавшись в теплые одежды и одеяла. Сани часто фигурировали и в качестве ценной вещи, а также входили в состав приданого. Например, у Гоголя в его «Женитьбе» «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый» вместе с дрожками как раз и входят в роспись приданого.

Дровни

Дровни. Современный вид

А вот это уже чисто крестьянский вид транспорта. Зимний аналог телеги для перевозки грузов. Русские писатели в них не ездили, но часто садили в дровни своих героев, как правило, из низшего сословия. Достаточно вспомнить Некрасова с нетленными строками про торжествующего крестьянина, который на дровнях обновляет путь.

Но, как правило, в дровнях крестьяне не ездили, а шагали рядом, так как они были максимально приспособлены для перевозки крупногабаритных грузов — у дровней отсутствовали борта и спинки. Только одна основа, полозья и оглобли.

Возок

Зимний возок Петра I. Экспонат Государственного исторического музея, Москва

Кибитка на полозьях — это возок. Фактически, он был основным зимним видом транспорта на дальние расстояния для среднего и высшего сословия. Поэтому к отделке и утеплению возка подходили с особой тщательностью. Его наполняли перинами и подушками, места под окнами и порогом оббивали медвежьим мехом, а изнутри отделывали красным сукном или даже бархатом. И хоть возок считался транспортом тяжелым, неуклюжим и старомодным, он вплоть до начала XX века ездил по заснеженным дорогам Российской империи.

Кабриолет

Кабриолет

Тюльбири — один из видов кабриолета

И заканчивает экскурс в безлошадную историю русского транспорта кабриолет — экипаж, непохожий на все предыдущие. Его уникальность заключалась в том, что кабриолет был двухколесной повозкой для одного–двух человек. Управлять им было так легко, что за вожжи часто брались даже женщины. Но больше всего дамы предпочитали прогулки в кабриолете вместе с молодым человеком. Так, русский литератор Александр Шеллер писал:

Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу.

Но, как не сопротивлялся тягловый транспорт, а все же ему пришлось уступить место паровозам и автомобилям...


Источник

© content.foto.google.com

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru