Куда исчезли драгоценные тиары Романовых после 1917 года?

Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно – если не сказать трагически.

Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно – если не сказать трагически. Некоторым образцам русского ювелирного искусства повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже может взглянуть любой желающий, оказавшийся на выставке Алмазного фонда.

Дошедшие до наших дней тиары и диадемы российских императриц и великих княгинь – это лишь крупицы утраченного драгоценного наследия Романовых. Многие украшения императорской семьи – а их было немало – были разобраны и распроданы советским правительством на аукционах или же бесследно утрачены.

Фото, сделанное советской комиссией в 1920-х годах при оценке ювелирами драгоценностей царской семьи. Многие из них бесследно утрачены

Фото, сделанное советской комиссией в 1920-х годах при оценке ювелирами драгоценностей царской семьи. Многие из них бесследно утрачены

Сотрудники Гохрана вынимают камни

Сотрудники Гохрана вынимают камни из ювелирных изделий. 1923 г.

Всегда богато украшенные, помпезные, по-своему трактующие европейскую моду, – романовские тиары было практически невозможно спутать с украшениями других королевских домов: неслучайно многие такие убранства впоследствии получили романтичное название tiare russe или же более неудобное для европейцев – kokoshnik. Так же до сих пор величаются даже современные тиары, которые по форме напоминают традиционный русский головной убор.

Tiare russe

Tiare russe

Художественный портрет Николая II, его жены и его матери. На Александре Федоровне и на Марии Федоровне — типичные образцы русской тиары

Так что же такое классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие? Сами по себе, такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж – дословно «бахрома». Но, строго говоря, суть их одна и та же.

Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и нашивать на кокошник, и надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I. Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира – от монакской и до японской.

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре

И ее невестка - императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку "лучей"

И ее невестка — императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку «лучей»

Говоря о том, каким модным влиянием обладала российская царская семья, нельзя не рассказать об истории появления собственного «кокошника» у британской королевской семьи. Известное убранство, в котором часто можно видеть Елизавету II, впервые было подарено английской принцессе Александре Датской – будущей королеве Великобритании. Это был подарок от группы придворных аристократок, желающих удивить принцессу Уэльскую по случаю ее серебряной свадьбы с наследником престола.

Когда же Александру спросили, что бы она хотела получить, Ее Высочество рассказала об очень модной тиаре, которую носят в России, – о кокошнике.

Александра знала, о чем говорит: такие кокошники носила ее родная сестра – российская императрица Мария Федоровна.

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре. Фрагмент портрета (худ. И.Крамской)

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре. Фрагмент портрета (худ. И.Крамской)

фото принцессы Александры

И фото принцессы Александры в ее «Кокошнике» от Garrard

Для британской принцессы ее собственную tiare russe изготовили в Garrard. Если взглянуть на портреты двух сестер в бриллиантовых кокошниках – будущей королевы Англии и российской императрицы, то можно еще раз удивиться, какой же силой обладают гены монарших особ.

Впрочем, Александра Датская все равно носила свою тиару, скорее, на подобие коронета, чем традиционного кокошника. Досадную ошибку будут исправлять уже Мария Текская и ее потомки.

Елизавета II

Елизавета II в «Кокошнике» королевы Александры

Сложно посчитать, сколько именно таких тиар было в коллекции Романовых. Если взглянуть на портреты двух последних императриц, а также на фото изъятых большевиками царских драгоценностей, то можно увидеть, как минимум, две такие диадемы: одну с более острыми «лучами» и вторую – с более округленными.

Возможно, каждая императрица владела собственными образцами. Что случилось с этими тиарами после Революции, точно неизвестно: возможно, их функция трансформера сослужила им плохую службу, ведь таким образом их было легче разобрать и распродать по частям.

Владимирская тиара

Мария Павловна в тиаре с жемчужными подвесками

Мария Павловна в тиаре с жемчужными подвесками

Это украшение заказал своей невесте Марии Павловне в 1870-х великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III. Тиара состоит из 15 бриллиантовых колец с жемчужными подвесками в центре каждого.

Мария Текская в тиаре с изумрудными подвесками

Мария Текская в тиаре с изумрудными подвесками

Великая княгиня оказалась одной из немногих Романовых, которой удалось не только бежать за границу после революции 1917 года, но и вывезти свои драгоценности.

Часть сокровищ были переданы через шведскую дипмиссию в двух наволочках, а часть помог переправить через границу британский дипломатический курьер. Среди них была и Владимирская тиара, с которой Мария Павловна не расставалась до самой смерти в 1920, завещав ее дочери Елене, супруге принца Греческого и Датского Николая.

Та, однако, всего через год продает ее британской королеве Марии Текской, чтобы поправить свои финансовые дела.

Елизавета II во Владимирской тиаре

Елизавета II во Владимирской тиаре

В Великобритании для тиары делают изумрудные подвески, которые могут меняться с жемчужными. Сейчас тиару носит королева Елизавета II, причем как с жемчугом, так и с изумрудами или вообще «пустой».

Елизавета II во Владимирской тиаре без подвесок

Елизавета II во Владимирской тиаре без подвесок

Сапфировая тиара

Румынская королева Мария и портрет Марии Павловны в сапфировой тиаре.

Румынская королева Мария и портрет Марии Павловны в сапфировой тиаре.

Тиара-кокошник с бриллиантами и огромными сапфирами, принадлежащая супруге Николая I Александре Федоровне, была сделана в 1825 году. К ней в паре имелась также брошь с подвесками.

По наследству тиара перешла Марии Павловне, и та ее переделала фирме Cartier в 1909 году, попросив придать ей более современную форму. Это украшение ей также удалось вывезти из России после революции, и также ее детям пришлось его продать.

Досталось оно румынской королеве Марии, дальней родственнице Романовых, причем броши в комплекте уже не было.

Румынская королева Мария и принцесса Илеана

Румынская королева Мария и принцесса Илеана

Диадема Марии Федоровны

Диадема Марии Федоровны

На западе ее еще любят называть «русской подвенечной тиарой», и неспроста – именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века. Девушки надевали эту треугольную диадему вместе с императорской венчальной короной и прочими украшениями, выдававшимся им специально к свадьбе.

В своем роде это была уникальная традиция: в то время как европейские невесты приветствовали разнообразие, русские доводили преемственность своих подвенечных образов до абсолюта.

Великая княжна Мария Павловна

Великая княжна Мария Павловна в диадеме Марии Федоровны после венчания с Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, 1908 год

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год

Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Взглянуть на нее можно и сегодня. Опыт уникальный, учитывая, что диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).

Диадема «Колосья»

Диадема «Колосья»

Оригинальная диадема с колосьями — фото сделано в 1927 году специально для аукциона «Кристи», на котором было продано множество фамильных украшений Романовых

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Вообще, символизм тиары удивителен. Колосья и лен – знаковые богатства России, и, возможно, не существовало более уместного образа для ювелирных украшений дам из правящей династии.

Копия диадемы, получившая называние "Русское поле", которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Копия диадемы, получившая называние «Русское поле», которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями.

Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны.

Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Жемчужная диадема

Жемчужная диадема

Жемчужная диадема и жена герцога Мальборо Глэдис в ней.

Ювелирное украшение с подвесками-жемчужинами заказал император Николай I для жены Александры Федоровны в 1841 году.

После аукциона 1927 года диадема сменила несколько частных владельцев: компания Holmes&Co., британский 9-й герцог Мальборо, первая леди Филлипин Имельда Маркос.

Вероятнее всего, диадема принадлежит сейчас правительству Филлипин.

Диадема "Русская красавица". (Сергей Пятаков/Sputnik)

Диадема «Русская красавица». (Сергей Пятаков/Sputnik)

В Алмазном фонде есть копия этого украшения «Русская красавица» 1987 года.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом

Большая бриллиантовая диадема и Александра Федоровна в ней на открытии Государственной Думы.

Вот уж где русский стиль проявился во всем великолепии. Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме.

Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, – возможно, из старых украшений Марии Федоровны, завещавшей всю свою богатую коллекцию драгоценностей потомкам.

Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме

Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме

Размер этой тиары поражает: 113 жемчужин разного размера и несколько десятков бриллиантов расположились на драгоценном каркасе высотой в полголовы.

Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского

Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского

Вид диадемы сбоку

Вид диадемы сбоку

Эта большая диадема с элементами популярного в то время орнамента «lover’s knot» была сделаны в начале 1830-х годов также для Александры Федоровны. Украшали её 113 жемчужин и десятки бриллиантов разного размера. Именно в ней последняя императрица, тоже Александра Фёдоровна, запечатлена фотографом Карлом Буллой на открытии Государственной Думы.

******************

Александра Федоровна была первой хозяйкой диадемы, и, по иронии судьбы, последней владелицей тоже стала Александра Федоровна – только уже супруга Николая II. Императрице убранство пришлось особенно по душе – как, впрочем, и все нарочито «русское». При ней же украшение и приобрело мировую известность: так, именно оно венчало голову Ее Величества на открытии I-й Государственной думы.

Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех.

Большевики решили, что эта диадема не представляет особой художественной ценности и продали на аукционе. Так как никакой информации о последующей владельце нет, вероятнее всего, диадему распродали по частям.


компиляция:

# - https://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/utrachennyie-sokrovischa-imperii-samyie-krasivyie-tiaryi-romanovyih/

# - https://ru.rbth.com/read/1187-romanov-tiaras-after-revolution

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru