«Фордзон-Путиловец»: американское эхо первых пятилеток Советского Союза

Самым распространенным трактором, который вошел в отечественное сельское хозяйство являлся «Фордзон-Путиловец»

Самым распространенным трактором, который вошел в отечественное сельское хозяйство являлся «Фордзон-Путиловец»

Сельскохозяйственная Россия в начале XX века в основном использовала ручной труд и лошадиную тягу. По окончании 1 мировой войны дела у сельского хозяйства порядком ухудшились – крестьяне миллионами не возвращались домой и, соответственно, к своим землям, да и лошадей стало значительно меньше.

Первые трактора экспериментальной модификации появились в начале 20-х годов, их всего было несколько штук, которые не были приспособлены к массовому серийному выпуску.

И только в 1924 году на крупнейшем машиностроительном предприятии заводе «Красный Путиловец» было начато серийное производство тракторов. Сейчас он называется Кировский завод, в Питере. В процессе своего совершенствования предприятие пользовалось наработками иностранных тракторных предприятий, перенимала опыт, так сказать, у которых была своя система конструирования тракторов, налаженная годами.

«Подопытным кроликом» путиловцы взяли известный во всем мире «ФордзоН».

Первый такой трактор был выпущен американской компанией «Ford Motor Company» в 1917 году. Производством трактора руководил один из выдающихся конструкторов того времени Г. Форд – владелец компании Ford, которая занималась выпуском не только автомобилей, но и тракторов.

Генри Форд и его детище «Фордзон»

«Фордзон» обладал высокими эксплуатационными качествами, стоил не совсем дорого, поэтому и завоевал такую популярность во всем мире по части сельского хозяйства. Трактор обладал не только функциями для пахоты, но и сеял, культивировал и убирал урожай, устанавливалась молотилка для зерна, механическая пила и электрогенератор – в общем был мультифукциональным трактором на все случаи жизни. Имел небольшую массу и экономичный двигатель, поэтому все работы проводились с наибольшей эффективностью.

Расположение колесного привода – задние большие колеса ведущие, а передние маленькие – направляющие. Двигатель устанавливался вертикально в длину трактора. После двигателя стояла сцепная муфта, КПП и дифференциал с центральной передачей. Такое расположение двигателя, привода и всех остальных составляющих легло в основу конструкционных особенностей тракторов иных производителей в мире. Сегодня практически все трактора выпускаются с такой раскомпановкой.
«Фордзон» имел безрамный остов.

Все компоненты – КПП, двигатель, задний мост – прочно соединялись друг с другом. Колеса были металлическими, которые имели угловые почвозацепы. Двигатель здесь был четырехтактный с четырьмя цилиндрами, имелось электрозажигание, число оборотов в минуту доходило до 1000 ед., которые регулировались при помощи центробежных регуляторов. КПП имела две передних и одну заднюю передачи.

Закупленные «Красными Путиловцами» образцы «Фордзона» служили для подготовки конструкторской и технологических документаций при производстве тракторов, не прибегая к помощи американских инженеров.

Производство проходило в цеху «Путиловца», где собиралось артиллерийское орудие. Так как завод не обладал подходящим оборудованием, кадрами и специалистами для производства тракторов, ему понадобилось некоторое время для подготовки. И буквально за 1 год он самостоятельно освоил весь технологический процесс. Все запасные части, производимые «Красным Путиловцем» были взаимозаменяемы оригинальными деталями от компании «Форд».

В 1924 году было выпущено в свет с десяток таких тракторов. «Фордзон-Путиловцев» за время с 1924 г. по 1933 г. сошло с конвейера около 36000 экземпляров.

Цех по сборке тракторов

Американская версия «Фородзон» и отчественный «Путиловец» совместно проходили обкатные испытания на тестовой станции Тимирязевской СА (сельскохозяйственная академия). Руководил испытаниями ученый по сельхоз-технике Горячкин В.П.

Все недостатки, выявленные в результате тестовых проверок, были направлены на модернизацию и улучшение, которые в последствии удалось минимизировать.

Музейный экспонат «Фордзон»

Тракторок «Фордзон-Путиловец» явился самым популярным трактором в сельскохозяйственной отрасли нашей Родины. И стал, как говорится, прототипом для всего современного тракторостроения, благодаря американским разработчикам и в частности выдающемуся инженеру того времени – Генри Форду.


Источник

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru