Электронный «поводырь»...

СЗУ (сенсорное заместительное устройство) — неимплантируемый носимый набор датчиков, чья задача — помочь слепому человеку более или менее полноценно жить.  Это устройство, предназначено что бы сообщать человеку, визуальную информацию, которая попадает в поле зрения его микрокамеры, посредством стереонаушников. Изображения с камеры конвертируются в звуковой ландшафт с помощью маленького переносимого компьютера или смартфона.

А в лаборатории д-ра Амира Амеди из Центра Эдмонда и Лили Зафра по изучению головного мозга ) - пользователям, прошедшим интенсивный, хотя и относительно краткий курс обучения по обращению с таким прибором, удаётся применять СЗУ для идентификации сложных повседневных объектов, обнаружения людей, «считывания» их поз и даже чтения букв и слов обычного шрифта!

Вдобавок к этому, используя синхронное магнитно-резонансное обследование головного мозга, можно изучать деятельность зрительной коры головного мозга человека, не имеющего опыта обычного зрения. Учитывая, что нам точно известны входящие сигналы, это позволит значительно лучше понять механизм возникновения зрительных образов.

Первые результаты исследований были опубликованы научной группой в журнале Cerebral Cortex. Они нетривиальны: оказалось, что звуки, поступающие из наушников от СЗУ, не только активируют у слепых от рождения нервную деятельность зрительных разделов мозга, но и делают это в двухпотоковом режиме. А ведь именно в нём происходит обработка зрительной информации у видящих. Затылочно-височный поток имеет дело с «что», то есть с формой, цветом, идентичностью объекта.

Затылочно-теменной отвечает за «где/как», анализируя всё относящееся к восприятию пространственного соотношения объектов в поле взора: кто из них где находится относительно друг друга и в каких позах или положениях. Последний поток напрямую принимает участие в видеомоторном планировании.

Но никогда и никому ещё не удавалось доказать, что эта двухпотоковая обработка изначально присуща мозгу, а не складывается под воздействием зрительного опыта. Слепые от рождения участники клинических испытаний никогда ни с чем подобным, понятно, не сталкивались — а значит, речь идёт о врождённых качествах нашего мозга. Тем не менее, когда подопытных просили определить расположение предмета или, наоборот, его свойства, у них активировались те же разделы мозга, что и у зрячих.

Иными словами, такое разделение в зрительной части коры мозга может иметь основание не в зрительной деятельности, а в умственной. Речь идёт скорее о механизмах понимания, чем о механизмах зрительного восприятия.

----------------------------

Использованы материалы сайта:

* - compulenta.ru