Половая мораль московских студентов: против гей-браков и целомудрия
Сколько зарабатывают художники в России

Религиозными себя называют 56% московских студентов, но по-настоящему воцерковленных – только 4%.

Религиозными себя называют 56% московских студентов, но по-настоящему воцерковленных – только 4%. Многодетность считают важной 51% мусульман и только 36% православных. 46% верующих московских студентов полагают важным целомудрие до брака. Что сближает верующих и неверующих, православных и мусульманских студентов – неприятие большинством гей-браков, хотя и тут есть различия: если среди религиозных респондентов одобряют однополые семьи лишь 8%, то среди нерелигиозных — 22%, а среди неверующих — уже 30%.

В 2016 году среди московских студентов был проведён опрос о половой морали. Выборка – 605 человек, 64% женщины и 36% мужчины (схожее соотношение в среднем в московских вузах). Причём студентов «сепарировали» по их религиозности – на одни и те же вопросы отвечала верующая молодёжь и неверующая. О результатах этого опроса рассказывается в статье социолога Д.Тихомирова из РЭУ им. Плеханова «Половая мораль московских студентов: религиозный аспект» (журнал «Знание. Понимание. Умение», №2, 2017)

Религиозность московских студентов

Больше половины (56%) опрошенных студентов считают себя религиозными людьми (59% юношей и 54% девушек), а ещё 24% верят в Бога или какие-либо высшие силы, но не идентифицируют себя с конкретной религией и не соблюдают религиозные обряды (18% юношей и 27% девушек). Мы назвали первую группу «религиозными» студентами, а вторую — «нерелигиозными», отметив, что только 15% молодых людей отнесли себя к неверующим (17% юношей и 14% девушек), а 5% пока окончательно не определились.
Среди религиозных студентов (56% опрошенных) православными назвали себя 79% (78% юношей и 80% девушек), мусульманами — 12% (14% юношей и 11% девушек), христианами Апостольской армянской церкви — 5% (6% юношей и 4% девушек), буддистами — 3% (1% юношей и 4% девушек) и др.

Отношение молодежи к религии и специфика их поведения определяется их религиозной принадлежностью: наиболее выражена религиозность у мусульман, наименее — у православных христиан. Регулярно соблюдающих религиозные обряды (посещение церкви, исповедь, причастие, молитва, чтение священных книг, пост) очень немного — всего несколько процентов. Чётко выделяются четыре основные группы: воцерковленные — 4%, полувоцерковленные — 19%, слабо воцерковленные — 54%, невоцерковленные — 24%.

 Отношение к многодетности

Большинство опрошенных студентов отметили создание семьи как наиболее важную жизненную цель, однако более половины не считают, что в семье должно быть много детей (скорее не важно — 33%, совсем не важно — 21%). Установку на многодетность в той или иной степени выражают треть респондентов (скорее важно — 25%, очень важно — 7%). Отношение к многодетности определяется и религиозной принадлежностью. Важной многодетность считают 51% мусульман (очень важной — 10%), 36% православных (8%), 14% нерелигиозных (1%) и 22% неверующих (2%) студентов.

Отношение к добрачному целомудрию

Либерализация половой морали привела к тому, что добрачные сексуальные отношения в современной России стали носить массовый характер и получили, по сути, одобрение со стороны общественного мнения. В 1992 г. добрачные связи признали нормальными, допустимыми 37% россиян, а 41% придерживались противоположного мнения. В 2000 г. 36% респондентов заявили, что добрачная сексуальная жизнь аморальна, тогда как 55% признали её вполне нормальной. В 2015 г. Только 21% респондентов считали недопустимыми добрачные сексуальные отношения для юношей.

Традиционная для русской культуры установка на добрачное целомудрие утратила своё былое значение, но не исчезла вовсе. Опрос студентов показал, что сохранение добрачного целомудрия представляется важным для 34% респондентов, противоположного мнения придерживаются 54%.

семья-1

Отношение к добрачному целомудрию среди всего массива религиозных студентов противоречивое: 46% полагают, что девственность важна, а 42% придерживаются противоположного мнения. Наиболее чёткую позицию в восприятии девственности как социальной нормы проявляют мусульмане, наименее чёткую — православные. Добрачное целомудрие важно для 72% мусульман и только для 36% православных

Отношение к разводу

Развод в России стал социальной нормой, подтверждением чему служат данные как официальной статистики о расторжении более половины браков — 52,7% в 2015 г., так и социологических исследований, фиксирующих лояльное отношение к нему в массовом сознании: только 11% респондентов признают их недопустимыми.

Неверующие и нерелигиозные студенты рассматривают развод как норму, религиозные — как отклонение. Так, допустимыми разводы считают 25% мусульман, 34% православных, 53% нерелигиозных и 60% неверующих студентов, а недопустимыми — 65% мусульман, 57% православных, 38% нерелигиозных и 33% неверующих студентов.

Отношение к легализации однополых браков

Либерализация половой морали в России не отразилась на отношении к однополой любви. Неприятие гомосексуальных связей в российском обществе возрастает. Так, в период 1991–2016 гг. оно усилилось с 71 до 81%. Такое отношение к однополой любви значительно отличается от большинства стран западной цивилизации, даже в среде верующих этих стран. Например, опрос почти 10 тыс. католиков, проведенный Союзом католической молодежи Германии в 2013 г., показал, что большинство молодых людей поддерживают идею церковного венчания однополых пар (9 из 10 человек).

В России же ситуация иная. Нетрадиционные сексуальные отношения воспринимаются студентами как ярко выраженная девиация. Три четверти опрошенных полагают, что в России не стоит узаконивать однополые браки (59% определенно против и 15% скорее против) и только 15% придерживаются противоположного мнения (7% однозначно одобряют эту идею, а еще 8% скорее одобряют).

Позиция православных и мусульман практически совпадает и значительно отличается от гораздо более либеральной позиции нерелигиозных и неверующих студентов. Так, если среди религиозных респондентов одобряют эту идею не более 8%, то среди нерелигиозных — 22%, а среди неверующих — уже 30%.

3

Различия в отношении однополых браков проявились и в гендерном аспекте, особенно в части их неодобрения. Так, либеральной позиции придерживаются 16% девушек и 10% юношей, а традиционной — 69% девушек и 83% юношей. Причем примерно каждый шестой юноша (чего практически не было у девушек) в анкете старался всячески маркировать (усиленным выделением) негативное отношение к однополой любви, иногда сопровождая свою позицию нелицеприятными комментариями в адрес гомосексуалистов.


* — Толкователь

(Иллюстрации — сообщество «Надписи на стенах»)

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх