Михаил Леонтьев: Скорбь — не повод для суеты

Михаил Леонтьев

Происшедшее в Ярославле — трагедия. Не первая и не последняя, к сожалению. Культура переживания трагедии, культура скорби — это очень важная характеристика общества, цивилизации. В овладении этой культурой есть проблемы. Чего, казалось бы, можно было избежать при такой скорбной практике. Более всего не хотелось бы наблюдать стандартный набор реакций, когда к известным техническим решениям (вроде прекращения полетов типа самолетов) прибавляется суетливый поиск виноватых и поспешные и разрушительные оргвыводы. Однако наблюдаем.

До выяснения каких-либо конкретных причин происшествия делаются заявления, чреватые самыми далеко идущими и масштабными последствиями. Так и сказано: решения эти будут иметь самые серьезные последствия для всей отечественной авиационной сферы. Наш президент, прибыв на место катастрофы, отреагировал мгновенно и, к сожалению, предсказуемо: надо радикально сократить количество авиакомпаний и надо закупать иностранные самолеты, если наш авиапром не способен справиться с задачей безопасности. «Жизнь людей дороже поддержки отечественного производителя».

Компания «Як-Сервис», чей борт унес жизни сорока пяти человек, одна из старейших на нашем рынке бизнес- и ВИП-перевозок. Никаких нареканий в ее адрес до сих пор не было. Никаких конкретных претензий на момент, когда была озвучена идея резкого сокращения количества авиаперевозчиков, также не было.

На самом деле вопросы к мелким компаниям, безусловно, уместны, но, например, бизнес-перевозками нигде в мире не занимаются крупные авиаперевозчики. Что касается намерения пересадить отечественные авиакомпании на иностранные самолеты: когда в предыдущий раз речь шла об ускоренном прекращении использования Ту-134, это был косвенный призыв.

Теперь же это прямой и мотивированный приговор отечественному гражданскому авиастроению. (Притом что отечественные аналоги Як-42 как раз есть — это «Суперджет».) Кстати, логически здесь и недалеко от приговора авиастроению военному. Жизнь военного летчика зачастую дороже самолета просто в прямом материальном смысле, учитывая средства на его подготовку.

Человеческая жизнь — это святое. Однако умышленное убийство целой сферы человеческой деятельности, между прочим, самой инновационной из доставшихся нам в наследство от разрушенной сверхдержавы, даже совершенное в состоянии аффекта, имеет прямое отношение к продолжению жизни целого народа на этой земле.

Ни одна страна, по любым причинам лишившаяся своей авиаконструкторской школы, не смогла восстановить ее в сколько-нибудь достойном прошлого виде. Если индивидуальная человеческая жизнь здесь и сейчас дороже любых других ценностей, интересов и задач, то тогда и все призывы к модернизации, если не считать таковой массовое распространение iPad, абсолютно бессмысленны и даже опасны. Еще раз повторим: забота о техногенной безопасности человеческой жизни — прямой долг государства. И резонансная катастрофа — уместный повод для того, чтобы такую заботу проявить. Неуместны здесь поспешность, суетливость и огульность.

Вот как бы ни относиться к истории с бесноватым Брейвиком и подходом норвежцев к национально-культурной политике, посмотрите на реакцию в дни скорби, когда премьер заявил: «Никаких перемен в политике в подходах к обеспечению безопасности не будет. Не дождетесь.»… Скорбь — не повод для суеты.
P. S. Что касается нашей главной темы, об отношениях со Средней Азией. Это не первый повод еще раз проиллюстрировать известную мысль — национальное государство, если мы взяли-таки курс на строительство национального государства, хоть русское, хоть россиянское, хоть какое толерантное и мультикультурное, никого не способно интегрировать. Ни внутри, ни снаружи.

Если так, то на какие-то наши особые позиции в «нашей» Средней Азии (и не только) надо сразу плюнуть и забыть. И никакие русские на местах нам не помогут.

Тем более что их в этом случае там точно не будет.

**************************

Михаил Леонтьев

Главный редактор еженедельного журнала «Однако». Родился в 1958 г. в Москве. Окончил общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Работал в изданиях «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Вusinеss МН», «Сегодня», «Профиль», на телеканале «ТВ Центр». С 1999 года – автор и ведущий программы «Однако» на Первом канале (ранее ОРТ).

***************************

Источник:

* — http://oko-planet.su/

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх