Коллекторы прописали себе правила хорошего тона

коллекторы

Ася Корбут | izvestia.ru

Пока деятельность коллекторов вызывает всё больше жалоб должников, а профильный закон готовится ко второму чтению в Госдуме, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) решила самостоятельно научить коллекторов хорошим манерам. С этой целью совет ассоциации утвердил для своих участников новый этический кодекс, который должен закрепить лучшие из действующих на рынке негласных правил поведения коллекторских агентств.

Теперь членам ассоциации запрещено общаться с должниками на «ты», использовать технические средства, позволяющие скрывать номер телефона при звонках, упоминать в разговоре названия силовых органов (РОВД, МВД, УВД, УМВД и т.д.). Но что гораздо важнее — ассоциация запретила коллекторам разговаривать о задолженности с детьми и с «третьими лицами», а также препятствовать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры. Таким образом, под запретом оказалась рассылка сообщений друзьям должника в соцсетях, общение с коллегами должника по работе и с другими знакомыми. Кодекс обязывает компании разработать сценарии взаимодействия с должником (переговоров, личных встреч, сообщений) и использовать только утвержденные шаблоны.

2

Как рассказали «Известиям» в ассоциации, профессиональные коллекторские агентства в отличие от «квазиколлекторов» должны соблюдать законы «О потребительском кредите/займе», «О персональных данных» и всё законодательство, действующее на территории страны. Теперь члены НАПКА будут включены в реестр операторов персональных данных в порядке, предусмотренном законом «О персональных данных», обязаны получить лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальности информации, а также договор страхования профессиональной ответственности. Контактировать с должниками (как и руководить коллекторской компанией) запрещено лицам с непогашенной судимостью.

3

Прошлый кодекс НАПКА был принят восемь лет назад и содержал крайне обтекаемые формулировки — в основном скопированные из Кодекса Федерации европейских национальных коллекторских ассоциаций (FENCA). По словам председателя контрольного комитета НАПКА Дмитрия Теплицкого, в то время рынок был «совсем молодым» и у НАПКА не было понимания, какие требования, выработанные в Европе, выполнимы, а какие — нет. Всё это создавало немало сложностей при попытке произвести оценку действий компании — члена ассоциации.

— Естественно, чем четче будут прописаны эти требования, тем проще фиксировать нарушения при работе с жалобами или проводить проверку деятельности коллекторского агентства, — отметил Теплицкий.

Для выполнения требований коллекторам потребуется пойти на дополнительные расходы. Дело в том, что каждая компания теперь обязана создать независимый отдел по контролю качества взаимодействия с должниками, который должен подчиняться не руководителям подразделений взыскания, а непосредственно главе компании, а также хранить записи разговоров с должниками вплоть до момента удаления персональных данных.

По мнению президента ГК ФАСП Александра Морозова, соблюдение эталонных правил потребует больших усилий и затрат, а далеко не все компании на рынке к этим требованиям готовы.

— Не только из-за дополнительных расходов, но больше из-за того, что придется менять привычные стереотипы менеджмента. Необходимо выстроить независимую систему контроля качества внутри компании и систему мотивации персонала, чтобы зарплата зависела не только от объема взысканных долгов, но и от качества общения с должником. Возможно, придется расстаться со значительным количеством старых кадров, которые уже нельзя переучить работать с заемщиками в уважительном тоне. Это болезненный процесс для многих руководителей, — говорит Александр Морозов.

Он также отмечает, что потребуются затраты на постоянные тренинги персонала, на хранение и анализ записей переговоров с должником, персональных данных.

— Конечно, в первую очередь мы делаем этот кодекс для самодиагностики, но и для остального рынка и для кредиторов он должен быть ориентиром, — сообщил он.

Впрочем, проигнорировать кодекс участники ассоциации, видимо, не смогут. Для  участников НАПКА кодекс является одним из основных документов: его соблюдение является главным условием для вступления в ассоциацию и сохранения членства в ней.  За все нарушения ассоциации предстоит вынести решение о мерах наказания. Впрочем, в самом кодексе они не установлены.

6

Как уточнили в ассоциации, сейчас санкции за нарушения назначает дисциплинарный совет НАПКА, который рассматривает результаты каждой проверки в отдельности. Однако от такой модели работы ассоциация планирует отказаться. На ближайшем общем собрании членов ассоциации планируется выработать единый подход и закрепить его отдельным документом — положением о дисциплинарном комитете. Сейчас зачастую ассоциация требует уволить сотрудника компании, поведение которого не является корректным (и контролирует выполнение своего требования), но в дальнейшем, после формализации списка нарушений, перечень дисциплинарных мер будет расширен. Ожидается, что НАПКА будет устанавливать штрафы и даже пойдет на крайние меры — приостановит членство самых злостных нарушителей.

Членство в НАПКА требуется коллекторским компаниям для участия в тендерах, проводимых банками и микрофинансовыми организациями (МФО). Текущая версия законопроекта о коллекторской деятельности рекомендует коллекторам состоять в СРО, а в дальнейшем такое требование может стать обязательным для всех.

— Всё равно это необходимо, поскольку рынок должен саморегулироваться, с другой стороны, закон будет жестким, так что кодекс — в каком-то смысле запоздалое решение, — прокомментировал «Известиям» глава ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков.

Рассмотрение во втором чтении законопроекта «О защите прав должника» ожидается 13 мая. По мнению руководителей ассоциации, после принятия закона кодекс будет логичным образом его дополнять, поскольку многие стандарты общения с должником вообще не могут быть зафиксированы с помощью закона, а все варианты неэтичного общения и поведения описать невозможно.

--------------------------------------------------------------------------------------

© content.foto.google.com

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх