Едим все меньше, выпиваем все больше

По итогам прошлого года алкоголь оказался единственной статьей расходов населения России, показавшей положительную динамику. Проще говоря, на горячительные напитки стали тратить еще больше денег, экономя на всем прочем. Такой вывод вытекает из исследования потребительского рынка, проведенного компанией Nielsen*.

Даже подорожание алкоголя на фоне падающих шестой год подряд доходов не привело к сокращению потребления спиртного, наоборот, пить стали больше, сокращая все остальные расходы, в том числе на еду.

Ситуация точь-в-точь как в старом анекдоте. Водка подорожала. Сын спрашивает отца: «Папа, ты теперь будешь меньше пить?» Отец отвечает: «Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть».

70% респондентов сообщили, что в 2019 году они усиленно занимались экономией. Сокращали расходы на одежду, обувь, продукты, лекарства и т. д. Результаты других исследований показали, что количество людей, которые целенаправленно ищут продукты по скидкам и акциям, с 2014 года увеличилось в 5 раз - до 20%.

Однако выясняется, что у россиян на фоне тотального падения расходов на все и вся есть-таки одна «священная корова». В этой роли выступает алкоголь.  На него население России с каждым годом тратит все больше.

Итак, по итогам минувшего года алкоголь оказался единственной растущей статьей расходов, которая увеличилась как в денежном (+4,2%), так и в натуральном выражении (+2%).

В 2019 году выросли продажи всех алкогольных напитков, кроме водки, хотя и ее было приобретено меньше всего лишь на 1,7% в натуральном выражении и на 0,1% - в денежном.

Социологи свидетельствуют: россияне стали все чаще употреблять алкогольные напитки. По данным ВЦИОМа, в 2018 году о том, что вовсе не пьют спиртного, сообщали 40% россиян, в 2019-м - уже 33%. Выпивать время от времени стали 67% граждан - на 7% больше, чем в 2018 году. В пересчете на абсолютный алкоголь (содержание спирта в напитках) общая структура потребления горячительного выглядит весьма удручающей. «Где-то 43% - это крепкий алкоголь, 32% - пиво, а оставшееся - это винодельческая продукция, игристые вина и слабоалкогольная продукция», - говорит гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» кандидат экономических наук Максим Черниговский.

Проблема нарастающей алкоголизации населения для России более чем актуальна. Ежегодно от злоупотребления спиртным страна теряет до 50 тыс. граждан. Почему же в борьбе россиян с зеленым змием побеждает вредоносное пресмыкающееся?

Эксперты считают, что одна из главных причин находится в экономической плоскости. Известно, что во время кризисов, когда экономика стагнирует, а реальные доходы населения падают, объемы потребления алкогольной продукции увеличиваются. В народе этот феномен объясняют проще: «Пьем с горя, от безнадеги».

При этом нельзя сказать, что власти совсем никак не борются с Ивашкой Хмельницким. Регулярно повышают цены на крепкий алкоголь, прикрыли торговлю спиртным вблизи школ и детских садов, поликлиник и больниц, стадионов и домов культуры.

Ограничили ее по времени суток - нынче даже бутылку пива можно купить только с 8 до 23 часов. Наложили запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, создали систему ЕГАИС, позволяющую отслеживать распространение алкогольной продукции от завода до магазина. Однако все эти меры, как видим, оказываются не очень-то эффективными.

Напрашивается вывод, что запретов и ограничений зеленый змий не особенно-то и боится. Более действенным средством борьбы с ним наверняка могли бы оказаться меры социального характера.

Где, например, 25 млн высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых рабочих мест? В 2012 году руководство страны обещало создать их к 2020-му.

Неплохо было бы также сделать другие шаги по повышению доходов, которые позволили бы людям не только хорошо питаться, но и проводить досуг, не только соображая на троих.

Но, увы, пока что все это существует только в виде прожектов.

Эксперты утверждают, что, поскольку радикальных перемен к лучшему ни в экономике, ни в социальной сфере в обозримом будущем не произойдет, пить россияне меньше не станут. Вместо этого их чада и домочадцы продолжат сокращать свой и без того далеко не изобильный рацион.

-----------------

*Крупнейшая международная компания, проводящая маркетинговые исследования на рынке товаров повседневного спроса.


Георгий Палашевский

Источник

Фото: ADOBE STOCK

© content.foto.google.com