Весенние надежды Лукашенко

ne_zhdi

А. Суздальцев пишет...

Зимний политический сезон 2015—2016 гг. в Беларуси закончился ощутимой внешнеполитической победой Александра Лукашенко – санкции Евросоюза с республики сняты, что автоматически делает легитимной всю политику А. Лукашенко за последние два десятка лет, включая референдумы, репрессии против политических оппонентов, пятый президентский срок и т.д.

Сейчас, в период ренессанса отношений с Западом, у белорусского президента открывается новый горизонт возможностей для обеспечения не только пожизненного президентства, но и появления президентской династии (передаче власти по наследству), так как Брюссель и Вашингтон видя в Доме Лукашенко лучшую гарантию провала любых интеграционных инициатив Москвы в условиях противостояния Запада с Россией, безусловно поддержит появление в относительно недалеком будущем на посту главы белорусского государства одного из сыновей несменяемого президента республики.

Тут необходимо объяснить: дело в том, что реальная полномасштабная интеграция является непреодолимым препятствием для появления правящего Дома (невозможно представить правящую династию в России).

Стоит напомнить, что в процессе снятия санкций политический режим в Беларуси не уступил Западу ни пяди, полностью сохранившись в своей авторитарной изначальности. В Минске снятие санкций в обозначившемся формате было воспринято в качестве слабости Запада и его зацикленности в борьбе против России, чем белорусское руководство постаралось максимально воспользоваться.

С учетом вышесказанного, можно считать, что Беларусь вступила в новый этап своего существования, во многом обеспеченного благосклонностью со стороны Евросоюза, и всю специфику этого нового этапа мы увидим в ближайшие полгода — до начала осеннего политического сезона, который будет ознаменован Пятым всебелорусским народным собранием и парламентскими выборами.

Отношения с Москвой

Попутно с решением проблем на западным векторе, Минску, по мнению белорусского руководства, с немалым трудом все-таки как-то удалось уладить отношения с Москвой. Считается, что прошедший 25 февраля 2016 г. Высший ГосСовет Союзного государства оказался вполне успешным для республики, чьи финансовые органы сейчас с большим нетерпением ожидают российский кредит в 2 млрд. долларов. Стоит напомнить, что 26 февраля в Минске утверждали, что формат предоставления кредита будет согласован за ближайшие несколько дней… Однако, ожидание затягивается.

Тем не менее, в целом, в белорусском истэблишменте считается, что проблем с Россией пока не предвидится, Москва ни на чём не настаивает и ничего не просит, правда ничего и не предлагает. Но Минск это поведение Кремля, судя по всему, не очень беспокоит…

Между тем, переговоры по жизненно важным для Беларуси проблемам, включая цены на природный газ, в Москве продолжаются в сложных условиях. На фоне традиционных для белорусских представителей иждивенческих представлений о России и попытках диктовать российской стороне условия освоения белорусскими субъектами хозяйствования российских ресурсов и российского рынка, переговорщики фактически не очень «видят» друг друга. Понятно, что российскую сторону раздражают попытки белорусских партнеров выбивать из Москвы очередные уступки.

Политическая стабильность

В настоящее время, в преддверии весеннего политического сезона, А. Лукашенко не имеет серьезных политических проблем. Политический класс республики в большей степени ориентирован на главу государства, политические оппоненты раздроблены и управляемы угрозами и деньгами, население занято тяжелой и бесперспективной борьбой за выживание и ему не до политических катаклизмов.

На внешней арене также все более-менее улажено: Запад заинтересован в сохранении режима А. Лукашенко, как инструмента давления на Москву. Россия видит в Беларуси вместо политической арены с различными игроками только политическое кладбище с одиноким сторожем в лице нынешнего белорусского президента.

Надежды

Итак, настроения в высшем белорусском руководстве остаются вполне мажорные. Сам А. Лукашенко и его ближайшее окружение в настоящее время переполнено надеждами в отношении, прежде всего, Запада.

Во-первых, учитывая, что экономическая ситуация в Беларуси продолжает вызывать беспокойство не только в Беларуси, а уже и у соседей, то снятие западных санкций воспринимается белорусским руководством в качестве открывающихся возможностей для получения от Евросоюза финансово-экономической поддержки, включая новые кредиты, инвестиции и передовые технологии. Частично согласованный кредит МВФ считается только началом активизации экономических отношений с Евросоюзом и Западом в целом, что, видимо, правильно…

Во-вторых, официальный Минск рассчитывает на «продолжение банкета», считая, что если ему удалось навязать Брюсселю снятие санкций с политического режима, практикующего с одной стороны декоративную демократию, а с другой — реальный по практике и структуре авторитаризм, то процесс необходимо «развивать»…

Предстоящая поездка А. Лукашенко в Вену, дальнейшие планируемые вояжи главы белорусского государства по странам ЕС, а также череда визитов представителей западной элиты в Минск — позволяет А. Лукашенко надеяться, что с одной стороны уже возникшая «переговорная площадка» в Минске будет расширена и в белорусской столице с подачи Запада закрутятся все новые и новые переговоры по региональным конфликтам , что, в свою очередь будет благотворно сказываться на имидже правящего режима, делая его все более востребованным Западу, а с другой стороны, обеспечит А. Лукашенко постепенный дрейф в сторону европейского истэблишмента.

Понятно, что данные процессы должны были бы в перспективе кардинально поменять основной контекст отношений между Республикой Беларусь и Российской федерацией. Надежды на это непосредственно связаны с успехами Беларуси на Западе. Сохраняя в своей основе негативный прогноз в отношении перспектив России устоять под давлением Запада, белорусское руководство рассчитывает, что Россия в условиях «изоляции» не сможет обойтись без белорусского посредничества с Западом, что в свою очередь создаст новые возможности для экономической эксплуатации российских ресурсов и рынка.

Сломать российское руководство с косвенной поддержкой Евросоюза (Запада) и перехватить максимум ресурсов – основная стратегическая линия официального Минска, где напряженно ждут ухода с политической арены В. Путина (любимая тема в диалоге между Минском и Киевом). Правда, тут уже возникли определенные озабоченности, имя которым – Сирия.

Сам факт фактического соглашения между Москвой и Вашингтоном о перемирии в Сирии существенно поколебал само понятие «изоляция России». Справедливости ради, стоит отметить, что за прошедшую зиму белорусское руководство не раз терпело поражения на внешнеполитической арене. Крупнейшее из них из разряда упущенных возможностей – встреча Патриарха Московского и Папы Римского в Гаване. Стоит напомнить, что белорусское руководство многие годы мечтало о подобной встрече на белорусской земле, что должно было принести А. Лукашенко огромные политические и иные дивиденды. Но не сложилось… Частично в этом виноват сам белорусский президент.

Риски

Остаются проблемы в экономике страны, большая часть из которых носит характер структурных и не поддается лечению указами и угрозами на совещаниях под председательством А. Лукашенко. Но на экономическом поприще власти могут немного перевести дыхание, так как несколько замедлил свое падение белорусский рубль, что, естественно, почти не связано с политикой белорусских финансовых ведомств, а является следствием укрепления российского рубля на фоне постепенного роста цен на нефть.

Однако, сохраняют свою силу ряд крайне негативных явлений, которые не поддаются какому-либо контролю со стороны белорусских властей.

Прежде всего, продолжает сокращаться экспорт белорусских товаров на мировые рынки. Страна испытывает огромный и ничем невосполнимый валютный голод. Понятно, что в условиях когда ряд основных внешнеторговых партнеров республики и, прежде всего, Россия пережили глубокую девальвацию своих валют, эти рынки стали менее доступны для белорусской продукции, но нельзя не видеть и того, что экономики соседей быстро адаптируются к создавшимся условиям, закрывая обнаруживающиеся на рынках ниши собственной продукцией, с которой не могут конкурировать белорусские товары. В свою очередь, проблемы на внешних рынках не оставляют шансов для белорусской промышленности, где идет быстрая деградация её основного «костяка» — 18 так называемых «флагманов», большая часть из которых могут просто исчезнуть в ближайшие два года по примеру ПО «Луч».

Все попытки белорусского руководства и его лоббистов в Москве навязать России белорусскую версию промышленной политики, включающей финансирование за российский счет белорусской промышленности, пока не удаются. В данном случае необходимо отметить, что вряд ли российское руководство пойдет на меры в стиле «развитого социализма» и в формате индустриальной эпохи, чтобы оживить свою промышленность. В лучшем случае Москва сделает ставку на российский бизнес, рассчитывая на предприимчивость корпораций, которые склонны строить собственные предприятия с «нуля» на новой технологической основе, чем возиться с модернизацией полуразваленных производств с невнятной формой собственности у соседей.

Беларуси, видимо, надо искать в данном случае свой путь, так как прицеплять свой «вагончик» к российскому «паровозу» Минску все сложнее. Однако, появление пресловутого и явно неадекватного президентского Указа № 78 продемонстрировало, что у руководства республики нет какой-либо внятной экономической стратегии, что печально по двум причинам:

— в структурах белорусской власти в настоящее время наблюдается наличие солидного состава специалистов, которые вполне реалистично оценивают экономические проблемы, стоящие перед страной. Но в тоже время критической интеллектуальной массы, делающей экономические реформы неотвратимыми, в Беларуси так и не сложилось и, к сожалению, вряд ли сложится. Власти фактически сливают эту «массу» путем вынужденной миграции квалифицированной рабочей силы, выезда из страны талантливой молодежи и ухода бизнеса в соседние страны;

— вместо реальных экономических мер, белорусские власти все в большей степени увлекаются публичными кампаниями по «наведению порядка», призванными замаскировать фактическое экономическое банкротство страны и провала экономической политики её руководства. В частности, фактически разорив население новыми тарифами ЖКХ, власти сделали микроскопический шажок назад, использовав истерику А. Лукашенко в качестве «слива» недовольства населения и науськивания его на абсолютно бесправных рабов-чиновников. До этого, население натравливали на собственных предпринимателей с рынков, а попутно на российские товары в магазинах и российских «олигархов», не пускающих «высококачественные» белорусские товары на российский рынок (европейские товары с белорусскими документами и этикетками) и т.д.

Последним шедевром стала кампания уже против белорусских олигархов, которую многие в Беларуси успели принять за чистую монету, хотя понятно, что господину Чижу, как одному из крупнейших «кошельков» правящей династии, на самом деле ничего реально не угрожает (просто отдаст недоданные в «семью» деньги). Кампания против олигархов, как и все предыдущие, решает две задачи:

— в очередной раз поддержать имидж «народного президента», выступающего за так называемую «белорусскую справедливость»;

— продемонстрировать Западу и России борьбу в Беларуси против коррупции и олигархата. Стоит напомнить, что в текущем году в РФ, как и в РБ, пройдут парламентские выборы.

Своеобразной вершиной массовых кампаний по поиску очередных «врагов народа» является разворачиваемая буквально на глазах пропагандистская «волна», призванная доказать насущную необходимость скорейшего повышения возрастной планки для выхода граждан республики на пенсию.

Данная кампания проводится исключительно нагло и цинично, что в очередной раз демонстрирует истинное отношение властей к своему «народцу». При этом виновником данных практически революционных изменений в социально-экономическом положении населения выставляется сам народ, а не власти, доведшие экономику страны до развала и живущие от одного внешнего кредита до другого.

Одновременно белорусское правительство скрывает то, что уже принято решение установить для женщин возраст выхода на пенсию в 57 лет.

Стоит отметить, что по белорусской пропагандистской традиции, государственные СМИ, прикрывая непопулярные решения руководства страны, обычно ссылаются на внешние примеры. В данном случае идут ссылки на пенсионные законодательства Евросоюза и России, явно рассчитывая на неинформированность своих граждан.

Только вот проблема в том, что в России только обсуждаются варианты санации пенсионной системы и они пока не принимаются российской общественностью, а в Евросоюзе уровень пенсий и продолжительность жизни населения на порядок отличаются от белорусских реалий. Но власти продолжают лгать, пытаясь прикрыть свою экономическую беспомощность безудержной демагогией.

Данные популистские кампании выглядят крайне отвратительно, так как с одной стороны демонстрируют унизительный уровень восприятия властью собственного народа, который можно безнаказанно троллить и обманывать, но в свою очередь такой подход к проблеме раскрывает примитивное сознание самой власти, продолжающей жить в формате решений председателя колхоза.

Нельзя не отметить и тот факт, что раскручивая очередную волну демагогии по социально-экономической проблематике, власти косвенно подтверждают, что они видят и вполне адекватно оценивают крайне негативные настроения населения Беларуси, попутно демонстрируя, что ресурсов для снятия напряженности в обществе руководство страны не имеет.

Между тем, социально-экономический кошмар в Беларуси явно затянулся. Белорусское население измучено низким жизненным уровнем, дезориентировано бесконечными интеграционными проектами, которые с одной стороны активно используются для демагогических обещаний быстрого роста уровня жизни, с другой — обвиняют Союзное государство РБ и РФ, а также ЕАЭС в проблемах белорусской экономики.

Граждане республики и потеряли надежду на улучшение жизни. Население готово поверить любым, даже самым нереалистичным обещаниям, рассчитывая уйти от нищеты, необходимости искать работу за пределами Родины, заниматься постоянным поиском дешевых товаров и продуктов в торговой сети и в торговых комплексах соседних стран, а фактически непрерывно искать возможности для физического выживания. Никаким обещаниям властей большая часть населения не верит, убедившись за двадцать последних лет, что надежды нет, что открывает совершенно новые возможности для политических сил, которых, правда сказать, пока на политической арене Беларуси по большому счету нет.

Задание на весну 2016

Режиму срочно нужны деньги. Причем, много и сразу. Отсюда и задачи на ближайшие два месяца (в конце мая перед республикой будут стоять уже иные задачи) – получить кредиты.

Однако, проблема в том, что даже если удастся все-таки выманить кредиты из МВФ и России, они не смогут как-то позитивно повлиять на ситуацию в белорусской экономике. Во-первых, общая сумма обещанных кредитов (5 млрд. долларов) в целом незначительна, чтобы вывести белорусскую экономику из кризиса. Тем более, что полученные средства большей частью уйдут на погашение внешних долгов, что, признаться, тоже важно, но не заменит инвестиции в белорусскую экономику и рынки для белорусских товаров.

То есть, весной нас ждет увлекательное шоу по декоративной «демократизации» Беларуси: никто не будет чинить препятствий для демонстраций оппозиции (более того, власти будут стимулировать уличные пикеты и митинги, финансируя их), начнется дискуссия о моратории на смертную казнь, А. Лукашенко начнет употреблять, к месту и не месту, такие понятия, как «права человека» и т.д.

Иными словами, будет сделано все, чтобы увлечь Запад перспективами «преобразования» белорусского политического режима. Для получения кредита МВФ Минск способен на многое.

Задача облегчается тем, что сам Запад обманываться рад, так как Брюсселю ведь тоже необходимы хоть какие-нибудь, пусть и виртуальные, доказательства того, что санкции с Минска были сняты по объективным «демократическим» причинам. Иначе европейская общественность может насторожиться…

Но в данном случае у белорусского руководства всегда под рукой есть запасной и беспроигрышный вариант – выступить с ожесточенной критикой России и российского руководства, т.е. по минской традиции, демонстративно плюнуть в руку дающего…

----------------------------------------------------------------------

* — politoboz.com

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru