Можно ли в Беларуси вырастить идеального чиновника?

чиновник

Наталья Колесниченко | zautra.by

Для реальных перемен предстоит перевернуть нынешний госаппарат с ног на голову, утверждают эксперты. Устаревающая система подготовки кадров, недостаточный профессионализм чиновников, постоянная ротация кадров — все это, по мнению начальника главного экономического управления Администрации президента Кирилла Рудого (http://news.tut.by/society/473654.html), мешает появлению «нового формата госслужащего» в Беларуси.

Как может выглядеть «идеальный» госслужащий?

chinovniki1

– Если бы карьера госслужащего зависела не от выслуги лет и степени лояльности к коллегам, а от того, насколько аргументированно он может обосновать предлагаемые им решения, качество работы госаппарата было бы в разы выше, – уверена эксперт в области госуправления, руководитель исследований проекта Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) Инна Ромашевская.

Эксперт согласна с начальником главного экономического управления Администрации президента в том, что госструктурам не хватает представителей с академическими степенями, но не менее важно иметь госслужащих с высокой профессиональной квалификацией.

Представителям ведомств предстоит научиться предвидеть последствия решений до их принятия.

– Допустим, планируется ввести новый налог. Перед принятием решения нужно проработать, как его введение повлияет на тех, кто будет его оплачивать, на сферу экономики, где он будет выплачиваться, будут ли люди готовы его выплачивать или постараются избежать таких выплат. То есть профессионалы должны быть способными просчитать, как их решение скажется на жизни общества и на экономике, – объясняет Инна Ромашевская.

Пока же ведомства принимают решения, смотрят на эффект, а потом его корректируют или отменяют.

Кроме знания основ госуправления, чиновник должен иметь четкую профессиональную специализацию, считает эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

На двух факультетах Академии управления при президенте готовят госслужащих с дополнительной экономической или юридической специализацией. Эксперт считает, что этого недостаточно. Да и образование в академии мало коррелирует с той работой, которую чиновнику предстоит выполнять.

– В госструктурах не хватает подготовки специалистов в сфере местного управления и самоуправления, пиара и коммуникации, – говорит Владимир Ковалкин.

Из пешек в генералы?

1

Сегодня если чиновник не входит в список высших госслужащих, включенных в реестр президента, он приравнивается к техническим специалистам, отмечает руководитель проекта «Кошт урада». Даже начальник департамента министерства является исполнителем и координирует работу других исполнителей, при этом не имеет права принятия решений, которые принимаются только на уровне министров и замминистров. Чиновник превращается в клерка, пишущего бумаги, который не несет ответственности за их действие.

– Зачем министру подписывать каждое обращение граждан? Если обращение ложится в работу определенного отдела или департамента, его может подписать начальник, –  приводит пример Владимир Ковалкин.

Эксперт считает, что в Беларуси не хватает совмещения двух типов службы: системы назначения на пост и системы построения карьеры.

– В развитых странах эксперты, как правило, растут по карьерной лестнице – это большинство госслужащих, а близкие к политическим должности занимают избранные профессионалы с определенной квалификацией – это, например, министры, – объясняет Владимир Ковалкин.

Придется демонтировать всю старую систему

демонтаж

Выявить брешь  в работе госструктур помогает обратная связь, отмечает Инна Ромашевская. Когда по опыту общения с частным бизнесом люди узнали, насколько их отзывы важны, они стали включаться в диалог с предпринимательством. Население переносит такое отношение и на сферу государственных услуг.

– Чиновники могли бы в какой-то мере вести себя как бизнесмены. То есть находиться в постоянном диалоге с обществом: интересоваться мнением клиентов – граждан, постоянно спрашивать о том, что можно улучшить, какие ввести дополнительные услуги, – подчеркивает эксперт.

Чтобы получить «новый формат госслужащих», придется демонтировать всю старую систему государственного управления и выстроить новую. Иначе получить «идеальный» чиновничий аппарат нереально, убеждены эксперты.

Не исключено, что все заявленные начинания закончатся пилотными проектами либо инициативами на уровне конкретного отдела или департамента, считает Владимир Ковалкин.

Если же не менять все в корне, система примет несколько новых госслужащих, абсорбирует и переработает их под себя, либо в результате исключит неформатных чиновников.

-----------------------------------------------------------------------------------------

* - http://zautra.by/
art.php?sn_nid=20016

© content.foto.google.com

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru