Граблеведение

Белорусские власти продолжают работать в привычной для себя манере.

Ярослав Романчук пишет...

Белорусские власти продолжают работать в привычной для себя манере. Забрать у налогоплательщиков 40-43% ВВП и потратить их на номенклатурных фаворитов в надежде на их быстрый рост.

Распорядители чужого (политики и чиновники) не утруждают себя анализом эффективности такой инвестиционной деятельности. Они работают в парадигме индустриализации середины XX в., когда машиностроение, автомобилестроение и сельхозпроизводство считались набором приличной развитой страны.

С тех пор прошло более 70 лет. Мир стал свидетелем трех «зеленых» революций. Мы стоим на пороге IV промышленной революции. Эксперты и политики обсуждают революцию на рынке труда в результате роботизации, 3D-принтинга, экономики взаимного пользования, беспилотных и летающих электромобилей и умных сетей. А в это время белорусские власти запланировали собрать с налогоплательщиков и канализировать миллиарды долларов в производство тракторов, грузовиков, обыкновенных легковушек, проволоку, дрожжи, белую жесть, туалетную бумагу и сотни зданий и сооружений совсем не инновационного предназначения.

ДУБЛИРОВАНИЕ ТРАКТОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В свое время была шутка: «как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона». Аналогия с бизоном вполне уместна по отношению к Минпрому и его основному куратору в лице вице-премьера Владимира Ильича Семашко. У этих промышленных лоббистов нет ни тени сомнений в целесообразности госфинансирования сотен коммерческих проектов под флагом индустриальной модернизации. Поскольку коллеги с Совмина, Администрации президента и Минфина не блокируют их заявки на получение ресурсов из бюджета такими «мелочами», как бизнес-план, оценка коммерческой эффективности и инвестиционной целесообразности, расчет окупаемости или карта новых потребителей, то Владимир Ильич с присущей своему тезке пролетарской настырностью продолжает огорошивать страну своими идеями и проектами. Ему не составляет труда находить партнеров по освоению миллиардов бюджетных средств или иностранных кредитных ресурсов, которые выделяются под госгарантии.

Сторонние наблюдатели отмечают особо прочные, конструктивные связи вице-премьера Семашко с Александром Шакутиным, руководителем группы частных коммерческих структур с объединяющим названием «Амкодор». Этот тандем родил еще одну прорывную идею — создать в стране еще один тракторный завод. На стадии идеи его бюджет оценивается в $300-350 млн. Основной источник финансов — китайская кредитная линия, которая предполагает предоставление госгарантий.

Судя по тому, как легко авторы проекта жонглируют цифрами ($50 млн. туда, $50 млн. сюда), учитывая практику реализации подобных проектов в прошлом, можно предположить, что новый тракторный завод обойдется белорусским налогоплательщикам более чем в $500 млн. Освоение средств планируется растянуть на 3 года.

Ни вице-премьер Семашко, ни номенклатурный фаворит Шакутин на данном этапе не говорят об окупаемости проекта «Второй тракторный завод». Нет анализа влияния этого проекта на Минский тракторный завод — крупного реципиента гос­помощи. В лучшие времена МТЗ производил до 100 тыс. тракторов.

Справка. В 2016г. было произведено 34,4 тыс. тракторов для сельского хозяйства, в 2015г. — 34,3 тыс., в 2014г. — 52,1 тыс., в 2013г. — 62,6 тыс.

В то время как производство тракторов продвинутого по белорусским и региональным меркам производителя находится в кризисе, Семашко/Шакутин предлагают потратить сотни миллионов долларов на строительство нового тракторного завода. При этом ставка, очевидно, будет делаться на те же кадры, которые прямо или косвенно связаны с МТЗ. Нам не представили внятного маркетингового плана, не рассказали о том, кому будут продаваться трактора от «Амкодора». Ничего не известно о технологических отличиях тракторов от Шакутина от тракторов от МТЗ. Непонятно, почему бренд «Амкодор» будет лучше воспринят внутренним и внешним рынками. Поэтому проект «Второй тракторный завод» сегодня выглядит не как полноценный, коммерческий, инновационный проект, а как план освоения крупной суммы кредитных ресурсов под гарантии налогоплательщиков.

ОРШАНСКИЙ ВЕКТОР

Пока не известно, где конкретно планируют строить тракторный завод «Амкодор». Анализ промышленных и региональных проектов и преференций подсказывает, что высока вероятность создания этого производства в Оршанском районе. Не потому, что этот район представил набор конкурентных преимуществ для подобного производства, а потому что Александра Шакутина и Александра Лукашенко объединяет один очень важный фактор — место рождения. Александр Васильевич родился в деревне Большое Бабино Оршанского района в 1959г., а Александр Григорьевич родился в деревне Копысь Оршанского района в 1954г.

По странному стечению обстоятельств в последние несколько месяцев Оршанский район стал объектом пристального внимания президента. Приказано оживить, модернизировать и вдохнуть в него жизнь. Правительство готовит большую программу поддержки Оршанского района. Политико-коммерческое партнерство земляков Шакутин/Лукашенко напоминает скорее отношения братьев, чем главы государства с управляющим частной коммерческой структуры. В результате на Оршанский район готов пролиться щедрый дождь госинвестиций.

На финансирование комплексного плана первоочередных мер по развитию района, над которым сегодня работает Совмин, может быть выделено до $1 млрд.

На малых проектах такие суммы не освоишь. Компания «Сладкая страна», кондитерская фабрика «Витьба», Оршанский авиаремонтный завод, ОАО «Техника связи», ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов», цех по производству сыров, принадлежащий ОАО «Оршанский молочный комбинат», мультимодальный промышленно-логистический комплекс «Бремино-Орша» — все эти предприятия могут освоить пару-тройку сотен миллионов долларов, но в этом наборе производителей явно не хватает кого-то очень большого и важного. Тракторный завод Шакутина был бы как раз временным локомотивом спроса и строительного сектора, и транспортного, и логистического. Тем более что правительство решило вопрос о присвоении международного статуса взлетно-посадочной полосе аэродрома в мультимодальном промышленно-логистическом комплексе «Бремино-Орша» в городском поселке Болбасово. Если так дальше пойдет, то в этом скромном месте может вообще появиться международный аэропорт. Чем черт не шутит?

В представленных правительством планах и прожектах зияет дефицит коммерческой, финансовой обоснованности столь щедрых инвестиций в этот скромный, далеко не самый благополучный район Беларуси. Однако это, похоже, не останавливает оршанскую промышленную экспансию по персонифицированной линии Семашко — Шакутин — Лукашенко. Идея превращения Оршанщины в белорусские Нью-Васюки быстро охватила номенклатурные массы.

Бурная законодательная деятельность по стимулированию государством инвестиционного спроса отразилась на оценке развития белорусской экономики в 2017г. Евразийским банком развития (ЕАБР). «Улучшение прогноза по динамике ВВП Беларуси с минус 0,5% до положительного прироста на 1,3% по итогам 2017г. обусловлено более быстрыми, чем ожидалось ранее, темпами восстановления экономической активности в I квартале, а также достижением соглашения по ценам на газ и поставкам нефти из Российской Федерации», — говорится в свежем докладе этой организации.

Российские эксперты попали под шарм правительственной инвестиционной программы, которая на 2017г. включает такие экзотические проекты (указ президента N37 от 3.02.2017г.), как «Дом правосудия в Бресте», «здание прокуратуры Брестской области», «овощехранилище и складские помещения исправительного учреждения «Исправительная колония N14», ст. Новосады Борисовского района», «строительство нового комплекса зданий и сооружений учреждения «Следственный изолятор N1 УДИН МВД по г. Минску и Минской области с республиканской общесоматической больницей, г. Минск», «капитальный ремонт с модернизацией и частичной реконструкцией корпуса «Морской» с киноконцертным залом государственного учреждения «Санаторий «Юность» Управления делами президента Республики Беларусь», «лыжероллерная трасса в г. Городок», «реконструкция Ледового дворца коммунального спортивного унитарного предприятия «Хоккейный клуб «Химик», г. Новополоцк».

* * *

В краткосрочном периоде столь бурная трата госинвестиций, в первую очередь из кредитной линии Китая, краткосрочно может улучшить макроэкономические показатели Беларуси. Можно даже будет обеспечить рост, но это будет старый рост, вложения в стены, машины и оборудование давно минувших дней. Шансы омертвления сотен миллионов долларов госресурсов в Оршанском котле велики, но оценкой такого рода рисков ни Семашко, ни Шакутин, ни Лукашенко явно не озабочены.

----------------------------------------------------------------------

Источник

Иллюстративное фото

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    



comments powered by HyperComments 
Бесплатный анализ сайта Рейтинг@Mail.ru
^ Вверх