Дефолт или реформы: что будет, если белорусам перестанут давать взаймы?

Внешняя торговля балансирует на грани фола, на внутреннем рынке ситуация не лучше

Внешняя торговля балансирует на грани фола, на внутреннем рынке ситуация не лучше. Экономика Беларуси падает и просто не может генерировать столько денег, сколько нужно для обслуживания госдолга. Кстати, его объем постоянно растет, что на фоне падающей экономики приводит к негативной динамике соотношения госдолга и ВВП.  Суммы, которую задолжала Беларусь, с лихвой хватило бы на строительство дорог, здравоохранение и образование, милицию, выплату пенсий и пособий на целый год. И еще бы осталось...

На грани фола

5

Проблема привлечения внешних займов в Беларуси стоит достаточно остро. Уже год как заголовки СМИ пестреют новыми подробностями о переговорах с МВФ по поводу кредитной программы на 3 млрд долларов.

Условия сотрудничества с МВФ обсуждаются на самых высоких уровнях, и несмотря на то, что требования фонда не всем по душе, приходится идти на уступки.

Полгода назад не менее активно обсуждался и вопрос предоставления кредита со стороны Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Он разрешился благополучно, и Беларусь уже успела получить несколько кредитных траншей. Только их оказалось недостаточно для того, чтобы вопрос внешних заимствований наконец-то был снят с повестки дня. «Кредиты на реформы» нам очень нужны, но не для реформ, а для того, чтобы было чем платить по ранее привлеченным займам.

Внешняя торговля балансирует на грани фола, на внутреннем рынке ситуация не лучше. Экономика Беларуси падает и просто не может генерировать столько денег, сколько нужно для обслуживания госдолга. Кстати, его объем постоянно растет, что на фоне падающей экономики приводит к негативной динамике соотношения госдолга и ВВП.

Если по итогам 2012 года госдолг составлял всего 20,5% ВВП, то к концу 2015-го показатель вырос до 39,2%. По итогам 2016 года картинка, скорее всего, будет еще более удручающей, так как за январь—август ВВП просел уже на 4%, а госдолг за аналогичный период времени вырос на 9,7%.

1

Существует много подходов к определению государственного долга. Наиболее емкий показатель, характеризующий госдолг – это долг центрального правительства и долг, им гарантированный. Он включает в себя не только те кредиты, которые брало непосредственно государство, но и займы различных компаний, по которым государство выступает кем-то вроде поручителя. По состоянию на 1 июля такой долг составил 45 млрд деноминированных рублей. Из них 36 млрд задолжало непосредственно правительство. Это и есть тот государственный долг, который рассмотрен на диаграмме выше, и который мы продолжим рассматривать в дальнейшем.

Если же говорить не только о долге государства, но и долге, гарантированном государством, то он по итогам 2015 года составил 53,7% ВВП. Интересно, что объем госдолга по итогам 2015 года на 17% превысил общую сумму расходов государственного сектора. То есть той суммы, которую задолжала Беларусь, с лихвой хватило бы на строительство дорог, здравоохранение и образование, милицию, выплату пенсий и пособий и так далее на целый год, и еще бы осталось.

Соотношение ВВП и госдолга выглядело примерно так.

2

Госдолг делится на внутренний и внешний. Внешний, как нетрудно догадаться, формируется в иностранной валюте, а внутренний имеет как валютную, так и рублевую составляющую. В прежние годы внутренний долг формировался преимущественно в рублях, но в последнее время его валютная составляющая растет.

Дело в том, что Минфин активно размещает на внутреннем рынке валютные облигации. Делается это для того, чтобы привлечь валюту, необходимую для валютных платежей по ранее сделанным займам. Например, в прошлом году Минфин привлек с помощью таких облигаций 2,1 млрд долларов, а за восемь месяцев текущего года – еще 1,2 млрд. Уже сейчас выполнение обязательств по ранее размещенным облигациям требует от государства серьезных усилий: в январе-августе 2016 года по валютным облигациям пришлось выплатить 1,3 млрд долларов – это больше, чем удалось привлечь с помощью новых выпусков бумаг.

Даже для обслуживания внутреннего долга государству нужна валюта, что уж тут говорить о внешнем!  По состоянию на 1 сентября государство задолжало иностранным кредиторам 13,3 млрд долларов – на 7,2% больше, чем в начале года. В настоящий момент таких денег у Беларуси просто нет: объем золотовалютных резервов на аналогичную дату составил всего 4,7 млрд долларов – почти в три раза меньше. Это не означает, что произошел дефолт: платежи по внешним кредитам растянуты во времени, а кое-какую валютную выручку государство все-таки имеет. Например, экспортные пошлины, которые зачисляются в состав ЗВР. Или та валюта, которую сдает население – белорусы на чистой основе продали за январь—сентябрь уже 1,4 млрд долларов, и значительная часть этой суммы осела в ЗВР, после чего была направлена на платежи по валютному долгу – и внешнему, и внутреннему.

В целом динамика внешнего долга и ЗВР выглядит пугающей. Если проанализировать ситуацию с начала 2013 года, мы увидим, что внешний долг за прошедшие месяцы вырос на 11%, а ЗВР сократились на 42%.

3

Сначала стулья, потом – деньги

Несмотря на растущий разрыв, между динамикой ЗВР и внешнего госдолга наблюдается корреляция. Это говорит о том, что привлеченные займы идут не на реформы, а зачисляются в ЗВР, после чего направляются на платежи по долгам.

Впрочем, это уже не скрывают даже в правительстве. По официальной информации, в будущем году на обслуживание валютного долга Беларуси потребуется 2,2 млрд долларов, из которых 1,86 млрд мы… снова возьмем в долг! 700 млн перечислит ЕФСР в рамках действующей кредитной программы, 800 млн должны принести евробонды и 360 млн Минфин займет на внутреннем рынке с помощью пресловутых валютных облигаций.

Судя по всему, сокращения госдолга мы не увидим, во всяком случае, внешнего, и долговая нагрузка будет оставаться высокой еще очень долго. И еще очень долго государству будет хронически нужна валюта. Это создает прямые риски для валютного рынка – если планы не удастся воплотить в жизнь, недостающую сумму придется покупать на внутреннем рынке. Нацбанк и сейчас скупает излишки валюты, но значительного давления на курсы не создается, поскольку белорусы активно сдают старые заначки и на рынке наблюдается профицит. Главный вопрос заключается в том, как скоро белорусы проедят сбережения и сдавать станет нечего? Когда это произойдет, ЗВР и курсу рубля придется туго. Если, конечно, кто-нибудь не даст нам кредит. Например, МВФ – 3 млрд долларов сейчас пришлись бы очень кстати. Только вот фонд занял позицию «сначала стулья – потом деньги».

И совершенно очевидно, что без реформ кредита не будет.

Не исключено, что когда-нибудь страна окажется перед спасительным выбором: дефолт или реформы, и принятое решение будет правильным.

---------------------------------------------------------------------------------

Ольга Евсеева

* — zautra.by

Фото: Reuters

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru