БЕЛАРУСЬ > СИСТЕМА: 1,55 млрд. долларов — новая ставка в русской рулетке

Ярослав РОМАНЧУК пишет...

Одни ликуют, другие в тревоге. Одним премиальные, другим — дырка от бублика. Одним смех, другим слезы. Кремль выделил Беларуси очередной государственный кредит на 1,55 млрд. долларов.

На седьмом небе чиновники Нацбанка и Совмина. Они сняли проблему дефицита валюты для обслуживания внешних долгов в 2014 году. Теперь девальвация до весны 2015 года примет постепенный, плановый характер. Ермакова и Мясникович могут смело рапортовать о прогрессе в достижении макроэкономической стабилизации.

Вот за первые восемь месяцев промышленное производство после длительного периода рецессии уже подросло на 0,3%, сельское хозяйство — на 4%. Под звуки активной кредитной накачки можно и рост ВВП в 2014-м вытянуть на 2%. В органах госуправления продолжает побеждать логика гуляки и транжиры. Стрекоза готова петь, гулять и танцевать ровно столько, сколько за нее готовы платить ее кавалеры.

Кто млеет от новых государственных долгов

Опасность экономической политики транжиры для Беларуси в том, что она в краткосрочном периоде имеет много стейкхолдеров. Ее жертвы пребывают в состоянии беспечной, амебной расслабленности, не подозревая, что именно на них будет лежать долговое бремя государства. У них нет своих представителей в органах госуправления. Они даже на уровне гражданских инициатив не считают необходимым формулировать и отстаивать позицию в диалоге с обществом и государством. Речь идет не только о населении, но также о бизнесе.

Радуются новым долгам распорядители и потребители чужого (политики, чиновники и участники госпрограмм). Раз появились деньги на оплату долгов, значит, правительство получило свободу маневра в плане финансовой поддержки традиционных «точек роста». Нет сомнений, что они уже давно представили составленные под копирку бизнес-планы, чтобы оприходовать новые триллионы рублей.

Полны энтузиазма по поводу увеличения внешнего долга страны более чем на полтора миллиарда долларов получатели льготных кредитов на строительство жилья. В первую очередь, это касается тех, кому совсем немного осталось до получения нового жилья.

Наконец, заметно успокоились белорусские вкладчики. Приток кремлевских денег снижает девальвационные ожидания населения и внушает им еще больше депозитного оптимизма. Только за полгода и только официально белорусы получили из-за рубежа более 511 млн. долларов. Бережливые белорусы значительную часть этих денег дисциплинированно несут в банки. Проценты там все еще высокие. Прецедентов с обманутыми вкладчиками не было. Доверие к Лукашенко высокое. Оно подкрепляется тем, что он в год президентских выборов свой электорат в обиду не даст. Значит, совершенно спокойно можно продлевать депозитные вклады до осени 2015 года.

Такой доходности, какая была в 2012-2013 гг., не будет, но солидную копейку заработать, лежа на диване с бутылкой пива, можно. По крайней мере, такой расчет у тех, кто «подсел» на жизнь на проценты и поставил очередную свечку за здравие Лукашенко. Народная молва вкладчиков уверена, что он дожал Кремль на очередной кредит — и продолжит в том же ключе.

Открытое издевательство и диктат Кремля

Российское правительство издевательски указало причины выделения очередной денежной подачки Беларуси: на цели погашения и обслуживания госдолга и пополнения золотовалютных резервов Беларуси.

Никаких эвфемизмов и политкорректности. Это раньше российские власти, выделяя деньги, говорили, что на структурные реформы или нейтрализацию шока платежного баланса. Сегодня Кремль всё называет своими именами. Действительно, зачем скрывать, что Путин выделяет валютные резервы для продвижения своих интересов на своей территории?

Причины и формулировка выделения денег российских налогоплательщиков для Беларуси значат следующее:

1) белорусская экономическая модель без российских кредитов и энергетической интеграционной помощи — банкрот;

2) российское правительство де-факто трактует Беларусь, как одну из своих федеральных территорий (типа Чечни);

3) Кремль закармливает номенклатурных начальников Беларуси, чтобы добиться их абсолютной лояльности, пассивности в проведении давно назревших экономических реформ и готовности в день «Ч» принять нужные Кремлю решения по новой политической архитектуре Беларуси;

4) российское руководство «покупает» себе возможность использовать Беларусь в условиях международных санкций для облегчения экономических транзакций, а также для реализации совместных российско-белорусских полусерых схем.

Белорусские распорядители чужого ведут себя, как курицы в мультике «Побег из курятника». Злая хозяйка решила по максимуму откормить своих цыпочек перед убоем. В мультике беспечных домашних птиц спас храбрый петух Роки и его подружка Джинджер. В Беларуси такого дуэта на горизонте пока не просматривается.

Среди полисимейкеров сформировался опасный консенсус жить в долг, пользоваться российскими ресурсами, поддерживать традиционные еще для Советского Союза схемы производства, финансирования и торговли — и имитировать постепенные рыночные реформы. Такое поведение, в первую очередь, выгодно Кремлю. Он за него платит — он его и получает.

Долги растут как тропический бамбук

Окружение Лукашенко успокаивает своего шефа. Мол, уровень долга безопасный. Экономика работает устойчиво. Отношения с восточным союзником партнерские. Денежная система надежная, и население ему беззаветно верит. Такая позиция усиливает собственное эго главы страны и его ценностные установки. Поэтому ему очень сложно возражать Мясниковичу, Ермаковой и Кобякову. Они видят себя временщиками, а не патриотами. Отсюда втягивание Беларуси в опасную долговую петлю.

С начала 2006 г. до 1 июля 2014-го валовой внешний долг Беларуси увеличился в 7,9 раза. Проценты по обслуживанию внешнего долга выросли в 6,5 раза. Внешний госдолг государства увеличился в 23 (!) раза, а проценты на его обслуживание — в 34(!) раза. Валовой внешний долг на душу населения увеличился в 8,2 раза. Для сравнения: за этот период ВВП в долларовом выражении увеличился в 2,4 раза, экспорт товаров и услуг — в 2,5 раза.

Сколько веревочке не виться, но все равно конец будет. В контексте кредитной щедрости Кремля этот конец — не дефолт белорусской экономики. Он невыгоден Путину в рамках его имперской повестки дня. «Конец» — это рост налогов, отдача за долги прибыльных белорусских предприятий, принуждение к слиянию белорусских банков с российскими, повышение тарифов инфраструктурных компаний и, конечно же, снижение зарплат и пенсий.

На этом этапе цикла текущей экономической политики белорусская номенклатура, которая с удовольствием перейдет на работу на нового хозяина, будет убеждать население в безальтернативности именно такого поведения. Конечно, у патриотов внутри номенклатуры теплится мысль, что Кремль-таки сломает зубы об Украину и на этапе очередного унижения России договариваться о реструктуризации и списании долгов будет гораздо легче.

Параллельно с получением 1,55 млрд. долларов от России Лукашенко убеждал Всемирный банк кредитовать инвестиции в дороги. Традиционные аргументы для представителей международной организации были подкреплены весьма своеобразным аргументом: «Беларусь ответит на это добром».

Апелляция к этическим нормам, исторической справедливости — это то, что прекрасно работает в финансовых отношениях с Россией. Едва ли Всемирный банк и МВФ «пробьет» на сентиментальность, но шанс начать переговоры с Западом о конкуренции с российскими кредитами остается. Лукашенко в очередной раз пытается реализовать принцип «покорное теля двух маток сосет».

-------------------------------------------------------------------

Источник