БЕЛАРУСЬ: Осмелится ли налоговая считать деньги чиновников, живущих не по средствам?

Евгений Кириллов / Завтра твоей страны

Налоговики получат право проверять декларации белорусов за последние десять лет. Кто окажется под пристальными вниманием? Соответствующие поправки в закон «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» вступят в силу с 14 июня, сообщает onliner.by.

По словам депутата постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Валерия Бородени, налоговые органы будут проводить «сопоставление сумм доходов и расходов физического лица за полный календарный месяц, несколько календарных месяцев текущего календарного года, в котором была подана декларация о доходах, а также за 10 полных календарных лет».

Стоит ли белорусам опасаться проверок налоговиков?

Ковалкин: Это адекватная практика, если органы не будут злоупотреблять полномочиями

Руководитель проекта «Кошт урада» экономист Владимир Ковалкин считает, что такие шаги связаны со стремлением правительства всеми способами увеличить поступления в казну.

– А один из способов увеличения поступлений подоходного налога – это сопоставление расходов и доходов людей. И в этом основная логика, – замечает он.

По мнению эксперта, большинство граждан эти нововведения никак не затронут. Беспокоиться стоит тем людям, которые имеют большое количество квартир или другой недвижимости, имущества, предметов роскоши, но не имеют соответствующего дохода. Или же родственникам чиновников, на которых записано имущество такого рода.

– В целом это адекватная практика, если наши органы не будут делать то, что они обычно делают – злоупотреблять полномочиями. В политических или экономических целях выполнять, что называется, заказ власти, – предупреждает экономист.

По прогнозам Владимира Ковалкина, проверки не дойдут до среднего класса с уровнем дохода 500-700 долларов, так как на это потребуется слишком большой ресурс.

– Речь, скорее всего, будет идти о чиновниках или предпринимателях, которые официально не имеют дивидендов, либо завышают издержки на предприятии, показывая, что у них нет прибыли. То есть, люди, которые работают в «серую» и в «черную», но имеют много недвижимого имущества, – добавил эксперт.

Иосуб: Проверять нужно не только обычных граждан, но и «неприкасаемых»

Как заметил в комментарии Завтра твоей страны старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб, ничего общего с декретом о «тунеядцах» нововведения не имеют.

– Декрет №3 изначально был большой глупостью и не имел аналогов в современном мире. Что же касается сопоставления доходов и расходов, то это цивилизованная мировая практика, – поясняет он.

Эксперт считает, что механизм, при котором информация собирается за небольшой период, оставляет дыры для недобросовестных плательщиков.

– В случае очевидной большой покупки человек всегда мог ответить, что заработал эти средства за последние десять лет, не подтверждая этого документально. А сейчас налоговая будет пытаться это проверять, – подчеркивает аналитик.

В случае же, если гражданин откажется предоставлять информацию налоговикам (такой вариант также предусмотрен поправками), найти эти данные не составит труда.

– Большинство доходов отслеживается в виде заработных плат: налоговая вправе обратиться в организации, где человек работал последние десять лет, и получить соответствующую информацию. Если же человек был индивидуальным предпринимателем или учредителем фирмы, то вся эта информация у налоговой уже есть, — подчеркивает аналитик.

В целом эксперт готов оценить нововведения как положительные, если власти налоговые органы не будут делать исключений для «неприкасаемых личностей».

– Мы имеем примеры, когда чиновники покупают достаточно серьезные дома и другую недвижимость. Было бы хорошо, чтобы эту категорию граждан тоже можно было проверить, – замечает Вадим Иосуб.

В соседней Украине, например, такую возможность обеспечило электронное декларирование. Система, которая находится в открытом доступе, позволяет без труда узнать, сколько у чиновника и его родственников наличности и имущества. Прозрачность системы вызвала резонанс в обществе и негодование среди чиновников – некоторые служащие даже ушли с работы, чтобы не открывать кошельки.