Беларусь: цены vs. люди

цены

Елена СПАСЮК пишет...

Более 60% жителей Беларуси волнует проблема цен на продукты питания и товары первой необходимости, свидетельствуют данные социологического мониторинга Института социологии Национальной академии наук. Об этом сообщил директор Института социологии НАНБ, доктор социологических наук, профессор Игорь Котляров 21 февраля на пресс-конференции в Минске.

По его словам, менее всего эта проблема волнует молодежь, больше всего — пенсионеров. Проблема цен остается самой актуальной для жителей Беларуси на протяжении многих лет — с 1990 года, когда начали проводиться такие исследования. Напряженность по этой проблеме достигла пика в 2002 году, тогда она волновала 95% жителей Беларуси. В 2006 году ситуация стабилизировалась, и проблема цен на продукты питания волновала уже только половину населения страны. В разгар кризиса, к осени 2011 года, проблема цен на товары первой необходимости волновала уже 71,5% жителей Беларуси. В прошлом году этот показатель снизился до 61,1%.

По большому счету, в нашей стране градус актуальности проблемы цен никогда не снижался. Вот и за первый месяц 2013 года Беларусь заняла первое место среди постсоветских стран по росту потребительских цен в январе, свидетельствует проведенный БелаПАН анализ данных национальных органов статистики.

Цены в Беларуси увеличились на 3%. Далее следуют: Армения — 2,9%, Азербайджан — 1,2%, Россия — 1%, Казахстан — 0,9%, Кыргызстан, Молдова — по 0,8%, Эстония — 0,7%, Таджикистан — 0,5%, Грузия — 0,3%, Литва и Украина — по 0,2%. В Латвии цены снизились на 0,2%. Нет данных по Туркменистану и Узбекистану, где индекс цен публикуется ежеквартально. По итогам 2011 и 2012 годов Беларусь стала первой по росту цен среди стран бывшего СССР (108,7 и 21,8%).

Объем трат на питание — доказательство бедности белорусов

get_img

Согласно проведенному в 12 малых городах страны в начале 2013 года соцопросу каждая пятая семья тратит на продукты питания от 70% до 90% семейного бюджета. У каждой третьей семьи расходы на продукты питания составляют от 50% до 70% бюджета и только 5% семей тратят на продукты питания менее 30% семейного бюджета. «Это цифры, которые, как правило, существуют во всей Европе», — отметил Игорь Котляров.

По данным Белстата, удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в розничном товарообороте в 2012 году составил 49,2%.

По данным обследования Белстата домашних хозяйств Беларуси, на питание в четвертом квартале 2012 года расходовалось 40,7% средств, а в соответствующем периоде 2011 года — 44,3%.

rashody

Значительная доля расходов на питание и небольшая на оплату жилищно-коммунальных услуг характерна для стран с невысоким уровнем развития. В Западной Европе расходы на питание составляют от 10% до 20% бюджета семьи. Остальную часть доходов (за вычетом так называемых обязательных платежей) европейцы расходуют на одежду, развлечения, образование и предметы роскоши.

Цены как политическая категория

2

По словам директора Института социологии НАНБ, проблема цен «влияет на социальное самочувствие и на политическую активность и на возможное участие людей в каких-то социальных акциях». Если политическая партия перед выборами поднимает проблему цен, то ее рейтинг растет, «пусть и не намного».

По словам специалиста, изучение восприятия финансовой состоятельности населения дает ответ на многие вопросы.

«Люди, которые считают себя богатыми и со средним достатком, не пойдут на демонстрации и забастовки. Они боятся потерять то, что есть. Они более законопослушны, они уважают закон, власти. И в то же время те, которые считают себя бедными, более радикально настроены», — отметил Игорь Котляров.

По его информации, с 1990 года, когда начали проводиться такие опросы, растет число белорусов, которые считают себя людьми со средним достатком. Исключение составляют те годы, когда отмечались кризисные явления в экономике Беларуси. «Здесь возникает вопрос: или мы привыкаем к тому, как живем, или нам действительно становится жить лучше», — прокомментировал директор Института социологии НАНБ.

Эксперты меж тем отмечают, что белорусы часто не чувствуют себя бедными в силу невысоких запросов.

Что касается в целом протестных настроений в обществе, то, как отметил в комментарии для Naviny.by политолог Юрий Чаусов, для их активизации могут быть разные причины. Гипотеза о том, что уровень богатства определяет уровень протестных настроений — слишком смелая гипотеза, говорит он.

Например, «оранжевая революция» в Украине была революцией среднего класса. Может случиться революция богатых, может — крестьян. Нельзя однозначно утверждать, что бунтуют только бедные, а богатые всегда всем довольны. Нельзя причину протестных настроений сводить к какому-то одному фактору, подчеркивает Юрий Чаусов и отмечает, что при всем многообразии теорий революции является сторонником теории «воронки причинности»: «Суть теории в том, что на каждой стадии эволюции общества значение приобретают разные факторы».

Например, это могут быть социальное неравенство, ценностные ориентации, партийные симпатии и собственно процесс голосования в разные моменты развития страны. На каком-то этапе имеет значение сила оппозиции, на каком-то — наличие сильного или слабого политика у власти, а на каком-то — падение уровня жизни в стране.

В Беларуси не доходит до ситуации, при которой происходит разбалансировка государственной системы. Например, в Великобритании студенты выходят на улицы, когда им значительно повышают плату за обучение, а у нас нет. При этом, отмечает Юрий Чаусов, когда власти перегнули палку с повышением цены бензина, получили акцию «Стоп-бензин». «Значит, — говорит эксперт, — наши люди все же способны предъявлять требования к властям».

В целом, отмечает политолог, никто не может прогнозировать, какой фактор может стать решающим и когда может случиться разбалансировка системы, способная привести к протестным настроениям. Если бы это было возможным, социология и политология были бы точными науками, говорит Юрий Чаусов.

-----------------------------------------------

Источник

фото, картинки:

* — http://www.nv-online.info/

* — http://content.onliner.by/

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru