Что будет, если начнется новая танкерная война

Илья Плеханов пишет...

К осени США планируют лишить Иран доходов от экспорта нефти. В Госдепе заявили о планах убедить союзников к началу ноября не закупать больше нефть Тегерана. В ответ на это Корпус стражей исламской революции пообещал начать новую "танкерную войну" и перекрыть Ормузский пролив, который играет важнейшую роль в транспортировке нефти и сжиженного газа из Ближнего Востока. Ситуация накаляется. Иранские силы безопасности подавляют волнения населения, иранский риал падает, руководство страны пытается спасти в Европе то, что остается от ядерной сделки.

Гиганты уходят с рынка

При этом европейские компании, несмотря на все переговоры политиков, продолжают покидать Иран, а Китаю, потенциальному союзнику Ирана в борьбе с американскими санкциями, категорически не по нраву, что что-то может повлиять на импорт нефти в Китай. С мая сворачивают свое сотрудничество с Ираном крупные компании: шиппинговые гиганты CMA CGM и A.P. Moller-Maersk, датская авиакомпания KLM, французский автопроизводитель PSA Group и французская нефтяная компания Total. Всего, по данным Госдепа США, около 50 зарубежных и транснациональных компаний в энергетическом и финансовом секторе готовы покинуть Иран.

Грузовое судно A.P. Moller-Maersk

Администрация Дональда Трампа в начале июля подтвердила, что США будут добиваться полной остановки экспорта нефти из Ирана и наказывать экономически покупателей иранской нефти. Тегеран отреагировал незамедлительно, и президент Ирана Хасан Роухани заявил, что страна может повлиять в этом случае на движение нефти в регионе, а генерал Кассем Сулеймани выразил готовность воплотить идеи своего президента в жизнь.

Представитель Центрального командования США Билл Урбан заявил в ответ, что флот США готов обеспечить свободу и безопасность судоходства в регионе.

Сценарий "танкерной войны"

Угрозы Ирана перекрыть пролив не новы. Можно вспомнить "танкерную войну" 80-х годов, когда Ирак и Иран систематически атаковали танкеры, в том числе и под флагами третьих стран, вывозившие нефть из арабских стран. С сентября 1980 года до окончания боевых действий в зоне Персидского залива было уничтожено и повреждено около 400 судов. Удары наносились по нефтяным платформам, промышленным центрам и танкерам, перевозившим нефть противника. С весны 1987 года иранская сторона стала систематически применять минное оружие - танкеры с их глубокой осадкой были уязвимы для мин. Угрозы со стороны Ирана звучали и в 2011-2012 годах.

Перекрытие пролива будет означать не просто конфликт со всеми странами в регионе и с США, но и остановку собственного товаропотока морем, что будет самоубийственно для Ирана. Дело вряд ли зайдет дальше слов и нескольких инцидентов с приближениям иранских катеров к другим судам. Если в 2011-2012 годах администрация Обамы старалась делать вид, что иранские угрозы не являются чем-то серьезным, при Трампе риторика стала совершенно иной, и США не остановятся перед ответными действиями.

Карта месторождений газа и нефти и расположение трубопроводов в Иране

Но что будет, если в теории Иран все же пойдет на отчаянный шаг? Через Ормузский пролив проходит около 30-35% транспортируемой морем нефти в мире, перекрытие этой артерии не оставит никого равнодушным. Цена на нефть может превысить и $100, и $200.

В 2011 году к созданию детального плана по противостоянию Ирану в Ормузском проливе приложил руку ныне действующий министр обороны США Джеймс Мэттис. Тогда он был настроен решительно и предлагал наносить превентивные удары по инфраструктуре Ирана внутри страны, включая нефтяные объекты. В 2011 году он собрал в Катаре американских дипломатов из стран региона и изложил возможные последствия противостояния Ирана и США. Американские послы были несколько шокированы тем, что Мэттис готовился как будто к Третьей мировой войне.

Ответ США будет примерно следующим: в Персидский залив незамедлительно будут отправлены 2-3 авианосные ударные группы, как это было сделано при иранских угрозах в 2011-2012 годах, а на аэродромах Саудовской Аравии, Катара и Кувейта будут сосредоточены дополнительные силы ВВС США и их союзников. Если иранцы предпримут попытки блокировать танкеры или устанавливать морские мины, то американские корабли вступят в прямое противостояние с иранскими катерами, а если Иран атакует американские корабли, то последует воздушная кампания и массированный удар по ВМС Ирана и флоту Корпуса стражей исламской революции, по наземной прибрежной инфраструктуре, а также по объектам ракетной программы Ирана по всей стране.

При этом в 2011 году, к ужасу дипломатов, Мэттис считал, что не надо ждать развития событий, а надо начинать бомбить иранские катера в течение нескольких часов после получения разведывательной информации, что на них погружаются мины, иначе атака потеряет смысл.

В 2012 году тогда еще министр обороны США Леон Панетта заявлял: если Иран не прекратит останавливать суда в Ормзуском проливе и устраивать досмотры, то это станет той "красной линией", за которой последует военный ответ. Иран тогда прекратил активность подобного рода в проливе.

Радиусы действий иранских ЗРК

В случае начала блокировки пролива Иран потеряет всех своих теоретических союзников в лице Китая и Индии, которым не нужны проблемы с импортом нефти, и останется в одиночестве. Также у американцев будут развязаны руки по применению силы против поддерживаемых Ираном группировок в Сирии и Ираке, которые тоже попадут под удар. Иран сможет на первых стадиях ответить ракетными ударами в регионе, активизацией поддержки талибов в Афганистане и хуситов в Йемене и попытками атаковать американцев в Сирии и Ираке. Но при эскалации конфликта крайне сомнительно, что страна с такой экономикой сможет долго поддерживать такую деятельность. Также мало кто считает, что Иран захочет вовлечь себя еще одновременно и в конфликт с Израилем на этом этапе.

В таком "сдержанном" сценарии развития событий после обмена первыми ударами и понимания, что эскалация войны ни к чему не приведет, ожидается прекращение активных боевых действий и остановка расширения географии ударов за пределы самого Ормузского пролива.

Зарубежные эксперты отмечают, что предпочтительнее была бы быстрая развязка кризиса и остановка блокировки танкеров, чтобы транспортировка нефти нормализовалась в течение первых 30 дней после первых попыток нарушить судоходство. Очистка вод от иранских мин должна занять не более одной-двух недель. В противном случае длительное закрытие судоходных линий приведет к серьезным экономическим потерям.

Сегодня на море пока все спокойно. Дональд Трамп заявил, что во время его президентства Иран прекратил использовать несущие вооружения катеры и сближаться с американскими кораблями ВМС США в Персидском заливе. Раньше американцы неоднократно открывали предупредительный огонь. В 2016 году инцидентов с приближением было 36, в 2017 — 14, в 2018 — ноль. Трамп считает, что это — положительное следствие его жесткой политики, а Иран в свою очередь заявляет, что смог заставить американцев уважать международные правила и не приближаться к иранским территориальным водам. Впрочем, Иран сегодня использует не морские средства, а разведывательные дроны для слежки за американскими военными кораблями.

*******************

Хотя война маловероятна, риск все же есть. Иран действительно потеряет львиную долю своих нефтяных доходов к осени этого года (4 ноября возобновляются санкции), внутренняя экономическая ситуация ухудшится, на политическое руководство внутри Ирана будут оказывать все больше влияния "ястребы" и Ирану, поставленному в безвыходное положение, ничего не останется, кроме как пойти на действия, ограничивающие судоходство. В итоге они могут привести к выходу ситуации из-под контроля.


# - navoine.info