Америка на ремонте

Ведущие аналитические центры (Think Tanks) предсказывают масштабные изменения в культуре потребления американцев.

Ведущие аналитические центры (Think Tanks) предсказывают масштабные изменения в культуре потребления американцев. По мнению экспертов, в ближайшие годы самым быстрорастущим сегментом малого и крупного бизнеса станут ремонтные мастерские. Они начнут чинить самые разные вещи — от одежды и обуви до автомобилей. Новые товары станут качественнее, долговечнее, но значительно дороже.

Грядущая эпоха «тотального ремонта» получила неофициальные прозвища Fixit Culture и Right to Repair. Аналогичным образом называются общественные движения, штатные законы о ремонте, политика больших компаний-производителей.

Совсем скоро по принципу Окон Овертона всем жителям США будет внушаться простая идея: новое — нисколько не лучше старого, а всё старое можно легко отремонтировать.

Фундаментальная причина происходящего- глубочайший экономический застой, который, к сожалению, не является временным кризисом.

Проблемы распространяются далеко за пределами Соединённых Штатов. Мировая инфляция превысила все прогнозы, и стоимость товаров/услуг стала слишком высокой.

Иными словами, рядовой представитель среднего класса в США больше не сможет тратить деньги с той же лёгкостью, что и до пандемии Covid-19. Автомобиль в лизинг, смартфон последней модели, новая одежда/обувь каждые несколько месяцев, регулярная замена старой/новой техники или электроники на новую — всё это уже стало чересчур дорогим.

Другая причина — провал концепции Sharing Economy.

Эта идея впервые была озвучена в 2010-х годах. Её авторы утверждали, что скоро стоимость популярных вещей в разы обгонит уровень доходов населения. Американцам станет сложно покупать некоторые доступные вещи и они начнут использовать их вместе с другими людьми. Например, владельцы двух частных домов по соседству купят одну газонокосилку.

Идея не прижилась, так как тяга к частной собственности оказалась у американцев сильнее. Каждый хотел иметь «свою газонокосилку», поэтому их резкое подорожание (2021—2023) привело к тому, что люди начали покупать подержанную технику. Таким образом, покупка used lawn mower или ремонт сломанной газонокосилки стали привлекательнее, чем покупка новой, общей с соседом.

Сегодня в домах по всей Америке происходят типичные для нашего времени споры. Один член семейства говорит, что надо купить новую стиральную машину, автомобиль, холодильник, бойлер для воды и т. п. Другой утверждает, что на это нет денег и куда разумнее починить старую технику. Как правило, компромисс сводится к ремонту.

Ещё одним объяснением Fixit Culture является проблема Китая, который на протяжении десятилетий поставлял в США самые разные товары.

Как ни крути, но война с Китаем — вопрос времени. Поднебесная развивается, богатеет за счёт простых американцев и мечтает рано или поздно их поглотить. Чем больше зависимость США от Китая, тем ближе война.

Президент Байден уже подписал билль CHIPS and Science Act, который должен сделать нашу страну независимой от иностранных чипов и проводников. Теперь в планах демократов — максимальное ослабление зависимости от других товаров. В эпоху передовых технологий это сделать проще, чем кажется. В той же электронике и бытовой технике главную ценность представляет программное обеспечение. Следовательно, тот же смартфон не обязательно менять каждый год (сегодня новые модели выходят ежегодно). Куда логичнее купить смартфон один раз, но регулярно его обновлять (software upgrade) и чинить.

Среди идеологов Fixit Culture важное место занимают борцы с мусором (они же — зелёные, эко-активисты и т. п.).

Они напоминают, что в США проживает лишь 4% мирового населения, однако именно наша страна производит 12% всего мирового мусора. Это объясняется безответственностью и деградировавшей культурой потребления.

В тех же магазинах 99 Cents американцы ежедневно покупают миллионы единиц товаров, которые потом отправляются в мусорку. У многих жителей существует психологическая зависимость от одноразовых предметов.

В этом плане представители старших поколений были куда разумнее. К примеру, они покупали одну качественную керамическую тарелку и использовали её на протяжении деятилетий. Это дешевле, разумнее и эстетичнее, чем кушать из картонных и пластиковых тарелок.

Часть эко-активистов открытым текстом заявляет: лучше покупать качественные товары Made In USA (дорого, но на долгие годы), чем ширпотреб Made In China (дёшево, но на короткий срок). Такая тактика не приведёт к «захламлению» жилищ (этого боится молодое поколение американцев), поскольку большая часть необходимых в быту вещей, опять же, ушла в смартфоны.

Ещё одной причиной «ремонтного будущего Америки» является гибель ритейла и растущая популярность доставок.

Магазины с витринами больше не популярны. Они окончательно умрут, когда люди начнут покупать меньше, но платить дороже.

Доставщики также заинтересованы в увеличении дороговизны посылок, но уменьшении их численности. Аналитики Amazon подсчитали, что возможности доставки в США ограничены, так как на складах не хватает места, на дорогах образуются пробки, а сотрудники слишком устают, вручая получателям по 200-250 коробок/пакетов ежедневно.

Модель экономики Fixit Culture/Right to Repair приведёт к увольнениям примерно 15 млн. человек. Больше других пострадают рабочие фабрик и заводов, сотрудники непродовольственных магазинов. Уровень безработицы, однако, не вырастет, так как примерно такое же количество людей (+ 15 млн. американцев) займутся ремонтом. Например, многие продавцы обуви начнут чинить эту самую обувь. Разница лишь в том, что продавали они, как правило, дешёвые ботинки, а ремонтировать придётся более дорогие.

Внести вклад в развитие экономической модели Fixit Culture/Right to Repair каждый житель США может уже сейчас. Для этого необходимо прекратить покупать дешёвые новые вещи и сосредоточиться на товарах высокого качества. Фраза «бывшее в употреблении» (used) больше не должна иметь негативной окраски. Совсем скоро так будут называться большинство вещей…


Евгений Новицкий

Russian Bazaar

© content.foto.google.com

Введите Ваш email адрес, что бы получать новости:    




Рейтинг@Mail.ru